Храм Девяти Мучеников Кизических
Храм Девяти Мучеников Кизических

Опьянение трезвостью

С 26 по 28 октября 2012 года в селе Татево Тверской области состоялся Первый межрегиональный фестиваль православных обществ трезвости имени С.А.Рачинского «Татевские чтения – 2012». Подготовительные недели пролетели стремительно. И даже перед самым стартом чтений, 25 октября, когда весь оргкомитет собрался в Татево, не покидало ощущение, что затея эта хоть и полезная, но утопичная…

Истоки трезвения

Началось все десять лет назад, когда семейный клуб трезвости под руководством московского клирика протоиерея Алексия Бабурина впервые посетил село Татево в одной из своих паломнических поездок. Тогда впервые многие общинники познакомились с именем удивительного человека – педагога, профессора Московского университета и одного из основателей первых общин трезвости в России – Сергея Александровича Рачинского.

A в мае 2012 года, на 110-летие со дня смерти этого удивительного человека, общинники приехали в село в очередной раз. Гости во главе с отцом Алексием отслужили панихиду на могиле Сергея Александровича, а также посадили рядом со школой (построенной, кстати, по проекту С.А.Рачинского) на аллее столетних деревьев новый молодой дубок. Тогда никто и не мог предположить, что он явится символом новой жизни трезвеннического движения в Татево.

Мало кто рассчитывал, что поездки общинников в Тверскую область за триста километров от Москвы станут регулярными. Пусть краткие, но каждый раз очень яркие и наполненные теплыми впечатлениями визиты, неожиданно натолкнули участников семейных клубов на идею собрать участников различных трезвеннических движений России. Тем более, что исторических поводов для этого хватало: в этом году 130-летие дачи первого обета трезвости в Троицкой церкви села Татево, 100-летие со дня Всероссийского съезда православных практических деятелей по борьбе с алкоголизмом, 20-летний юбилей московских семейных клубов трезвости. Такое совпадение круглых дат подвигло к решению провести Первый фестиваль православных обществ трезвости из многих городов России.

За два месяца организаторам удалось их оповестить, заручиться поддержкой священноначалия Ржевской и Торопецкой епархии и администрации Оленинского района Тверской области. Слава Богу, что вопрос с помещением для проведения мероприятий фестиваля был снят сразу. Фестивалю открыла двери школа имени С.А.Рачинского. Дату трезвеннического форума – конец октября – предложила ее директор Валентина Марченкова.

Но по силам ли небольшой группе активистов без спонсоров провести в маленьком селе такое масштабное мероприятие, куда все – от принтера до пианино – везется на частных авто из Москвы? Казалось, что приедут человек 30, чаю попьют, поговорят «о своем», песни попоют и разъедутся восвояси. Опять же, в селе нет гостиниц, и желающих побывать на фестивале предстояло размещать в частных домах по десять-пятнадцать человек. Жить нужно буквально в спартанских условиях.

Усугублялось все и погодными условиями: московский дождь не только не прекратился дорогой, но трансформировался в тверские ливни. Да такие, что местное МЧС дало штормовое предупреждение. Появились сомнения. Приедет ли в Татево хоть кто-нибудь? Но автобус с первыми участниками и гостями в количестве почти трех десятков человек, не взирая ни на что, прибыл в Татево с совсем небольшим опозданием.

День первый. Иверские тучи

Начался фестиваль, как и положено, с Божественной литургии. В день чествования Иверской иконный Божией Матери ее в сослужении двенадцати священнослужителей в селе Оленино возглавил епископ Ржевский и Торопецкий Адриан. Впрочем, предварил богослужение настоящий стихийный крестный ход… Железнодорожный переезд между Татево и Оленино – единственный, по которому может проехать автобус в село, – оказался закрыт на ремонт. Но это препятствие только сблизило всех: священники и общинники решились пройти пешком к храму от переезда. И позже, уже на литургии, молящимся казалось, что не тучи висят над фестивалем. А Покров Царицы Небесной пребывает над Оленино и Татево.

После богослужения из села Оленино все направились в Татево к могиле С.А.Рачинского и его семьи, чтобы совершить панихиду. Затем гости переместились в татевский Троицкий храм в честь Святой Троицы, в котором 130 лет назад был дан первый обет трезвости. Эта замечательная традиция возродилась на татевской земле в первый день открытия фестиваля, 26 октября, когда в присутствии почти сотни свидетелей десять человек (в их числе два священника) решились взять на себя добровольный пост неупотребления вина – кто на полгода, кто на год, а кто и до конца своих дней. Во время дачи обета в храме было так тесно, что входная дверь, открывающаяся внутрь, с трудом отворялась для припоздавших общинников.

После обеда открылась конференция, собравшая участников из Москвы, близлежащих Оленино, Ржева, Торопца, а также из Владимира, Екатеринбурга, Клина, Калуги, Красноярска, Подольска, Рязани, Санкт-Петербурга, Стерлитамака, Уфы. Были среди них и официальные лица, в частности, руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и утверждению трезвости Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Валерий Доронкин, глава администрации Оленинского района Олег Дубов.

Открыл заседание епископ Ржевский и Торопецкий Адриан, поддержавший идею создания и регулярного проведения подобного фестиваля. Затем протоиерей Алексей Бабурин рассказал об опыте организации московских семейных клубов трезвости. В ходе конференции также прозвучали выступления, в которых представители различных обществ не только делились своим опытом, рассказывали о достижениях, но и говорили об ошибках и трудностях, давали рекомендации по их преодолению.

День второй. Лирическо-гастрономическое отступление и творческая трезвость

Все три дня фестиваля педагоги татевской школы трудились не покладая рук, чтобы накормить гостей. Процесс этот шел на загляденье слаженно, и создавалось впечатление, что это трудятся на кухне не работники образовательной сферы, а профессиональные рестораторы.

Кроме того, 27 октября директор школы Валентина Марченкова провела экскурсию по Татево, «жемчужиной которого является местный музей художника Богданова-Бельского». Здесь в том числе хранятся его картины, на которых изображен С.А.Рачинский с детишками из сельской школы. Погода выдалась солнечная, и прогулка по заснеженному к середине субботнего дня селу стала приятной разминкой после утренней сессии чтений. Завершилась экскурсия посещением источника, погрузиться в который, несмотря на неожиданно наступившую в селе зиму, оказалось предостаточно.

Есть такое наблюдение: кто встает на путь трезвения обязательно начинает проявлять склонность к творчеству. Например, стихи пишет, песни поет, номера танцует, картины рисует. Вот и второй день запомнился участникам фестиваля творческим вечером. Звучали авторские композиции, на проекторе сменяли друг друга фото из жизни клубов трезвости и портреты общинников. Совершенно разные лица – молодые и пожилые, грустные и радостные, задумчивые и удивленные, сосредоточенные и растерянные. Но всех объединяет удивительный взгляд. Ясные, яркие, открытые, думающие, трезвые глаза людей из разных городов и весей… Как порой полезно всматриваться в такие фото, чтобы заметить какие замечательные и интересные люди нас окружают.

Также в этот день прошли показательные занятия в четырех семейных клубах трезвости. Ведущие Дмитрий Девяткин, Никита Вятчанин, Любовь Новикова и Елена Савина в течение полутора часов проводили с участниками фестиваля беседы на широкий спектр тем, которые касались не только алкоголезависимых или людей, подверженных иному пристрастию, но и поведению их близких. Выяснилось, что в разных обществах трезвости к одной и той же теме подходят по-разному. Некоторые из участников фестиваля захотели взять на вооружение практический опыт ведения семейных клубов трезвости при приходах.

Затем четыре клуба объединились на общей встрече, посвященной проблеме допустимой степени давления на человека, находящегося в особенном страстном состоянии. Как оказалось, многим участникам было важно понять, есть ли золотая середина в конфликте между свободным выбором, которым наделил человека Сам Бог, и попыткой этот выбор навязать «из лучших побуждений». Но искать этот баланс необходимо, иначе разрушаются основы трезвения.

День третий. Опьянение без вина

Все завершалось в воскресенье. На Божественную литургию общинники направились за 40 километров от Татево – в село под названием Мирный, в храм равноапостольного Николая Японского. Но, как водится, не обошлось без приключений. Кто-то накануне вечером решил, что нужно переводить часы на час назад, как это всегда делалось до прошлого года. Стрелки благополучно перевели, а утром, когда выяснилось, что никакого перевода не было, на сборы к автобусу было дано десять минут – почти что по-армейски. Автобус, хоть и вышел из Татево с опозданием, однако участники фестиваля не только не опоздали на службу, но даже приехали немного раньше.

Когда все вернулись обратно к татевской школе, там царила уже совсем не официальная атмосфера. Потому что в актовом зале шли последние приготовления к праздничному концерту, подготовленному силами московских семейных клубов трезвости. Показывался музыкальный спектакль «Кудеяр-атаман и шайка разбойников», исполнялись духовные стихи и народные песни, под гитару танцевался фигурный вальс, игрались фортепианные произведения.

Завершая фестиваль, организаторы выразили надежду, что он еще не раз повторится в этой сельской школе имени С.А.Рачинского. Тем более, что епископ Ржевский и Торопецкий Адриан поддержал идею общинников о возрождении традиции проведения Всероссийского съезда православных практических деятелей по борьбе с алкоголизмом. Участники же фестиваля в анкетах написали утешительные строки в адрес устроителей: «Спасибо организаторам, все на высшем уровне!»; «Надеемся на продолжение идей фестиваля!».

…Благодарственные молитвы и прощальные слова уже прозвучали, а расставаться никак не хотелось. Такая теплая дружеская атмосфера царила на фестивале, что и приехавший по графику автобус, увозящий гостей в Москву, казалось, прибыл слишком рано. Отправляясь в обратный путь, каждый мог чувствовать некоторое опьянение. Но не то, которое приходило в прошлом вместе алкоголем или «кайфом». Это было опьянение трезвостью и, возможно, тем Духом, Который дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа (Ин 3:8).

Ирина Микурова

Фото: Алексей Маясов

Цитировано по материалам портала Приходы.ru

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Наверх страницы