Храм Девяти Мучеников Кизических
Храм Девяти Мучеников Кизических

У истоков личной и народной трезвости: что такое общины трезвости и зачем они организуются в наши дни?

Маленькие открытия

Когда впервые я услышала, что существует община трезвости, ничего, кроме кривой усмешки, это у меня не вызвало. «Не пьют ребята, потому что пить не умеют, и еще кичатся этим – смешно!», – примерно так подумала я.

Почти сразу же мне довелось попасть на ежегодный пикник в подмосковном селе Ромашково, организованный теми самыми «не умеющими пить» общинниками. «Трезвые шашлыки» для меня, как и для большинства наших современников, представлялись чем-то маловероятным.

И действительно, это было крайне необычное для современной действительности мероприятие. В этот день я для себя сделала множество небольших, но удивительных и очень важных открытий об общине.

Во-первых, праздник проходил без единого грамма алкоголя и, что удивительно, никотина. Если кто-то и курил, то делал это вдалеке от общего места отдыха, чтобы не только не «задымлять» праздник, но и не подавать детям общинников, которых в ромашковском лесу было довольно много, дурной пример.

Во-вторых, мероприятие сопровождалось чудесными песнями – как народными, так и современными. Исполнялись они общинниками на различных инструментах – гитарах, баяне и даже на экзотической колесной лире. При этом пел не только исполнитель, все вокруг тоже старались подхватывать мелодию, делали это искренне, от души, с заразительным удовольствием. От этого даже мне, впервые попавшей в общину и практически никого там не знавшей, захотелось вместе с ними спеть. И даже сплясать, хотя такая мысль, откровенно говоря, на трезвую голову мне не приходила уже долгие годы.

Наконец, в-третьих, я вдруг почувствовала, казалось бы, безвозвратно утраченное ощущение большой семьи, в которой ты окружен заботой и теплотой. Уверенность в защищенности, которой буквально наполнен воздух в трезвом сообществе, придала мне удивительное спокойствие, внутреннюю тишину, которые так редко удается почувствовать в современном мире.

Спутники в трезвости

Это было в начале лета 2011 года. Теперь, когда мы с мужем стали частью общины трезвости, я понимаю – у такой большой семьи, как и у любой настоящей семьи, есть не только праздники, не только радости, но и свои будни. Прежде всего это еженедельные беседы, которые проводятся на приходах в храме Всех святых на Соколе и в храме Девяти мучеников Кизических на Арбате. Духовно-ориентированный диалог, направленный на решение проблемы каждого страждущего, – основа этих встреч. Помимо специалистов психиатров-наркологов и психологов помощь оказывают те, кто сам еще вчера имел трагический опыт пьянства, наркомании или игромании. Говорить о проблемах искренне, пытаться совместно найти пути их решений, казалось бы, нет ничего проще. Но в реальности нет ничего сложнее. Потому что нет одинаковых проблем, как и нет одинаковых людей. Поэтому каждая беседа уникальна.

Этот еженедельный «будничный» труд страждущих и их близких – значительная часть жизни общины. Можно сказать, что в таких буднях возрастает единство людей, которые с помощью Божией совместно стараются избавиться от страстей. Но не только в беседах проявляется взаимная помощь и поддержка, присутствует она и во всех аспектах жизни семей, входящих в общину.

Ведь сложно одной перенести двухъярусную кровать, а когда у тебя есть два помощника, это уже вполне посильная задача. Сложно проводить семью в аэропорт, если надо везти пудовый чемодан и крошечного ребенка – но, когда есть, кому проводить в аэропорт на машине, то это не составит труда. Наконец, сложно бороться со своей страстью, если ты с нею один на один и со всех рекламных плакатов и ТВ на тебя смотрят выпивающие и задорно поднимающие бокалы киноактеры. Но значительно легче не погибнуть от страсти, когда вокруг тебя единомышленники, пропитанные единым духом, поддерживающие тебя по мере необходимости.

Если посмотреть на этих людей, не принимая в расчет проблему пьянства и одержимость другими страстями (такими как наркомания и игромания), то кажется, что их ничто не может между собой связывать. На вид многие из них и преуспевающие бизнесмены, и талантливые артисты, и ловкие журналисты, и всезнающие педагоги, и выносливые спортсмены, и смелые юристы поддались влиянию страсти, разрушавшей не только их самих, но и их карьеры, семьи, да и вообще все вокруг. Люди эти дошли, если не до дна, то до той черты, за которой уже просто нет возврата, и, вовремя почувствовав беду, приняли решение – бороться за свою жизнь.

Есть здесь и так называемые созависимые – члены семей страждущих, которые тоже являются активными участниками общины. Потому что часто бывает, что близкие – не виновники, конечно, но катализаторы проблем своих родственников. Оказывается им так же, как и страждущим, нужно многое менять в жизни, в поведении, в общении, чтобы решить проблему алкоголизма или иного не менее пагубного пристрастия. Как правило, оно является проблемой не одного человека, а всей семьи. Все общинники стараются помогать новичкам.

Здесь не просто внимательно и терпеливо выслушивают тех, кто пришел поделиться своей проблемой, но и сопереживают горю человека, и искренне стараются помочь. Но не советом, который может человека «на грани» задеть и даже обидеть, а тем, что делятся собственным опытом. Сам по себе такой опыт может быть неприемлем и неприменим в иной ситуации, но выводы, рожденные его анализом, наглядны и потому могут быть чрезвычайно полезны.

Подспорье тем, кто хочет измениться

Чудесных историй исцеления в общине множество. Статистика, собранная за два десятилетия деятельности говорит, что около 70% зависимых, регулярно посещающих ее встречи, приобрели устойчивую ремиссию (в переводе с медицинского языка – исцелились от своих пристрастий). Нет, это не означает, что они научились культурно пить. Скорее, наоборот, поняли, что, отказавшись от алкоголя, они совершенно ничего не теряют, а наоборот приобретают много иного, что человеку пьющему вовсе недоступно.

Честно признаюсь, впервые поучаствовав в беседах общинников как слушатель, я поняла: и в моей жизни были такие «темные пятна», которые я даже и не считала проблемой. Ведь среди моих знакомых это было если не нормой, то профессиональной необходимостью. Отметить событие «как все», снять стресс минимум раз в неделю «как все», а уж корпоратив отгулять – так тут надо не то, что «как все», а каким-то особенным выдающимся образом. Однако, еще раз проанализировав собственный опыт, обнаружила: все эти события у меня были неразрывно связаны с употреблением алкоголя, с которым ассоциировался и праздник, и горе. Но разве я, девушка не замужняя и не имеющая детей, вправе так поступать со своим организмом, который должен быть основой для рождения нового человека? Разве честно это и правильно, если рассуждать не «как все», а по совести?

Придя в общину, я впервые осталась наедине с этими вопросами. И, честно ответив на них и увидев поддержку людей, бросивших хмельные развлечения даже после десяти-пятнадцати лет пьянства, поняла – жить трезво действительно интересно! И, самое главное, полезно для тела и души. Например, вдруг нашлось время на давно заброшенное кулинарное хобби. Появились свободные вечера для чтения книг, посещения театра и даже для обучения, вместо обычных посиделок в кафе или баре за рюмкой-бокалом-кружечкой «чего-нибудь хмельного-согревающего». Моя жизнь, мир вокруг меня изменился. Потому что изменилась я сама – не только протрезвела физиологически, но более осмысленно стала подходить к вопросам своей жизни. На собственном опыте могу свидетельствовать: община трезвости – большое подспорье тому, кто решился переменить свою жизнь, настроив ее на трезвый лад.

Кстати, в декабре общине или семейным клубам трезвости, как они официально называются, исполнится 20 лет. Ее основатель, протоиерей Алексий Бабурин, клирик московского храма Ризоположения на Донской улице, врач-психиатр, старший научный сотрудник Научный центр психического здоровья Российской академии медицинских наук, председатель Совета межрегионального общественного движения в поддержку семейных клубов трезвости, уверен, что возродить традиции народной трезвости насущно необходимо. И, конечно, активно поддерживает творческую инициативу и энергию, которая кипит в общинниках.

Среди таких инициатив – первый Межрегиональный фестиваль православных обществ трезвости имени С.А. Рачинского «Татевские чтения – 2012», который пройдет в конце октября этого года в селе Татево Тверской области. Выбор места проведения такого фестиваля неслучаен. Дело в том, что в России проблема трезвости волновала не только наших современников. Так, на Тверской земле к концу XIX – началу XX веков профессор Московского государственного университета С.А. Рачинский основал первые общества трезвости, а также установил традицию дачи обетов трезвости в Троицкой церкви села Татево. Сергей Александрович был уникальным человеком, выдающимся педагогом и гражданином. Его вклад в трезвенническое движение дореволюционной России переоценить сложно. В память о нем, а также в развитие его идей, было решено провести такой фестиваль.

Мы искренне надеемся, что идея народной трезвости найдет отклик в сердцах многих неравнодушных к судьбе России людей. Будем рады видеть всех желающих среди участников фестиваля 26-28 октября.

Ирина Микурова

Фото: Алексей Маясов 

Цитировано по материалам сайта Православие.ru

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Наверх страницы