Храм Девяти Мучеников Кизических
Храм Девяти Мучеников Кизических
Публикации Материалы о.Владимира Соколова Желания потребителя всегда избыточны

Желания потребителя всегда избыточны

Общество потребления сформировалось не сегодня и не вчера, и как не крути, практически все мы являемся его частью. Формируется соответствующее отношение к окружающему тебя миру - потребительское. Нам постоянно твердят, что такое мироощущение - норма жизни. Так ли это?

- Отец Владимир, в первую очередь давайте остановимся на самом понятии «потребительство». Как оно воспринимается с точки зрения православия?

- В основе лежит слово «потребность», в основе которого сегодня лежит не степень нужности и полезности чего-то для человека, а количество того, что он запрашивает. Потребительство в современном мире превратилось в систему избыточных запросов. Человек не может в три горла есть, сто одежд на себя одеть. Но сегодня такие желания воспринимается людьми не иначе, как необходимость. Причём всегда это касается удовлетворения низших желаний - увеличению материальных благ, комфорта и т.д. Высокие духовные стремления человек для себя, как правило, не просит и тем более не требует. Значит, они не могут являться в современном мире потребностями.

Желание потакать своим материальным запросам превышает во много раз потребность внутренне совершенствоваться. Я знаю людей, которые спокойно живут на т.н. «прожиточный минимум», установленный у нас в государстве. Для большинства это представляется невозможным из-за того, что придётся желания свои существенно урезать. Подчеркну, я не призываю всё бросить, уйти в пустыню, и питаться корочкой хлеба, запивая её водой. Но соразмерность в потребностях, безусловно, должна присутствовать.

Потребность необходимо воспринимать как коренную жизненную необходимость, данную от Бога. То есть ею может являться то, что действительно необходимо для питания тела, его роста. А потребительство приучает человека к исключительному удовлетворению искусственно возрастающих потребностей.

- Почему они возрастают, причём в геометрической прогрессии?

- Из-за распущенности человека. Он не понимает, что этот мир дан Богом не для того, чтобы его только использовать, а чтобы его в конечном итоге преображать. Но для этого человек должен сам преобразиться, и через это научиться жертвовать для мира своё внимание и свой труд.

- Батюшка, Вы сказали об умении жертвовать - качестве,  без которого невозможно познать настоящей, Богом данной любви. Но сегодня она, любовь, зачастую рассматривается через призму потребительского отношения. Не случайно же, чтобы выразить свои чувства, люди часто говорят друг другу не «я тебя люблю», а «мне хорошо с тобой»...

- Любовь и потребительство - вещи несовместимые. Если в отношениях нет жертвенности, значит, люди пользуются друг другом, а не любят.

Определяющий вопрос - почему человек хочет пользоваться, а не жертвовать? Прежде всего, надо знать, что человек - существо падшее. В нём борется природный (или ветхий) и новый человек. Первый устроен очень эгоистично - он хочет брать и это, и то, и пятое, и двадцатое. Второй стремится обрести Бога и обуздывает желания своего «коллеги». Когда же человек перестаёт быть религиозным, то автоматически становится только потребительски настроенным и, исключительно ветхим.

- В мирской жизни ветхий, как Вы сказали, человек побеждает, что называется, «за явным преимуществом». Почему?

- Он больше укоренён в жизни. Новый человек в нас -  слабый, не окрепший, как младенец. Поэтому природное начало берёт верх. Если человек принимает постулат, что Бога нет, то остановить его хватательные рефлексы ничто не может. Главной идеей становится как можно больше взять, отнять. И для этого используются  самые различные способы - сила, ложь, лицемерие, агрессия и т.д.

- Но почему и потом, когда образ нового человека в нас немного укрепляется, мы всё равно идём на поводу у ветхого?

- Для ответа вернёмся к нашей первой беседе, а именно той части, где говорили о грехе. Его человек совершает из-за ошибок, промахов в мышлении. Здесь нужно пунктирно остановиться на истории возникновения этих ошибок, прежде всего в богословии. Православие сохранило верность традициям, основные Смыслы, данные нам Богом. Но они жили как бы отдельно, мы ими фактически не пользовались. Иного мнения придерживались и придерживаются католические богословы. Они  истолковали повеление Адаму господствовать над природой, как потребительство. Восточные же богословы говорили: человек поставлен над природой не властвовать, а жертвовать и служить ей.

После католическая мысль стала утверждать, что Бог не присутствует в энергиях нашего мира - Он его создал и ушёл. Распоряжаться всем должен человек, который является наместником Бога на земле. Такое мировоззрение явилось пагубным. Следующая мысль, которая родилась, пусть и не в богословии - Бог умер,  о чём писал  Ницше. Тогда природный человек полностью восторжествовал. Он понял, что смертен, и на коротком промежутке времени, которое мы пребываем на Земле, надо жить хорошо. Добиться этого можно, только приобретая что-то,  а смысл жертвовать чем-то пропадает. Лишать себя удовольствий, ограничивать себя в желаниях тоже бессмысленно.

На первый план вышла не внутренняя нравственность, а внешняя мораль. Скажем, как рассуждает «цивилизованный» человек сегодня? Имидж у меня в обществе положительный, а то, что я вор, убийца и блудник - так об этом никто не знает. И надо, чтобы никто не узнал - вот что становится главенствующим. Где Бога нет, там всё дозволено.

- Но потребительское отношение может присутствовать и у людей верующих. Например, если я много согрешил, то это можно искупить таким же количеством добрых дел. Как быть с таким подходом?

- Он до сих пор существует в католичестве, где учения об испорченности человеческой природы нет. Мысль, что ты можешь совершить столько добрых дел, что они все твои прошлые грехи покроют, и ещё на будущие останется - явное заблуждение! Но оно вписывается в рамки католического учения о потерянной человеком Божественной благодати, которую, совершая богоугодные поступки, можно вернуть и даже преумножить. Такое торгово-нравственное сознание подрывает все религиозные основы. Заменять грехи можно покаянием, паломничеством, а, если так не получается, то деньгами. Сегодня добрые дела можно совершать с помощью финансовых усилий (строительство храмов, например), и, таким образом, в католичестве можно отвести от себя наказание, а, попросту говоря, откупиться от кары Небесной.

Православие говорит, что человек никогда не сможет быть достоин Царствия Небесного, пока Бог не пойдёт ему навстречу. И как можно использовать отношения «баш на баш» с Тем, кто тебя спасает? Как можно переизбыточествовать  с Тем, кто пожертвовал собой ради тебя? Вопросы, думаю, риторические.

- Когда во время молитвы человек просит себе благ земных - квартиру, машину - он тоже вступает в торговые отношения с Господом?

- В Священном Писании просто сказано: «Ищите прежде Царствия Божьего...». Вот где определяется мера наших жизненных потребностей. Мы же как рассуждаем. Вот сейчас я  пойду на всё, чтобы эту трёхкомнатную квартиру получить, а уж потом Богу помолюсь, пожертвую денег на храм. То есть изначально возводим свой внутренний мир не правильно: в фундамент должны закладываться Смыслы, а мы их в самом начале разрушаем. И возводимое «здание» обречено на обвал - основы-то нет.

Для укрепления такой основы, человеку нужно менять сознание - искать Бога. Без Него человеку своё природное, звериное начало, которое мы взращиваем в себе, не преодолеть никогда. В противном случае мы бы сами себя отлично спасали. При этом Спаситель нужен тому, кто ощущает невозможность самостоятельного ухода от погибели. И только когда человек делает реальные шаги в сторону Вечности, Бог начинает ему помогать. В том числе преодолевать своё потребительское отношение к жизни. И освободиться от него можно только с помощью свыше: если самостоятельно, насильно уведёшь себя в пустыню, всё равно мысленно будешь привязан к благам, от которых убежал, а, значит, духовной свободы не обретёшь.

Сегодня потребительство в людях искусственно подогревается и подпитывается. Особенно усердствует реклама, через которую нам внушают: наслаждение, потакание своим желаниям - это и есть счастье. Между тем его мы испытываем по-настоящему, когда побеждаем в себе ветхого человека. Ведь что изначально означает слово «счастье»? То состояние, когда человек становится «со частью» с Вечностью, принимает «соучастие» в процессе приобщения к Богу. Ощутить всё это потребителю, который всегда думает о цене (кто, что сколько стоит?»), дележе («кому сколько достанется?», «кто сильнее и авторитетнее?»), невозможно.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Наверх страницы