Храм Девяти Мучеников Кизических
Публикации Материалы о.Владимира Соколова Истинный прагматик грешить не станет

Истинный прагматик грешить не станет

В современном мире всё чаще во время общения приходится сталкиваться с тем, что нас "не правильно поняли". И дело не только в косноязычии или в дефектах дикции. Мы незаметно стали терять изначальный смысл понятий и слов, наделяя их часто смутным, а порою и противоположным значением. Если так пойдёт дальше, договориться друг с другом у нас не будет никакой возможности.

Как слова способны повлиять на наш генетический код, каково истинное значение слова грех, существует ли взаимосвязь между грехом и болезнью и, наконец, кто такой прагматик?

- Отец Владимир, сегодня одним из любимых понятий, судя по частоте обращения к нему, является прагматизм. Принято считать, что прагматику некогда думать о "вечном", ему нужно решать дела, исходя из потребительской логики - сейчас что-то сделал и "не отходя от кассы" что-то получил.

- Это является ключевой ошибкой в понимании прагматизма, который всегда должен исходить из метафизических предпосылок. Что говорят святые отцы о строении мира? Материальное бытие определяется духовным. Последнее состоит из логосов - то есть смыслов. Они, в свою очередь, исходят из ипостасного логоса -  Святой Троицы. Об этом, в частности, сообщают нам преподобный Иоанн Дамаскин и преподобный Максим Исповедник. Исходя из такого строения мира, мы должны прежде, чем что-то строить в материальном мире, постигать эти смыслы-логосы. И это как раз и есть открытое нам знание об этих смыслах. Поэтому чтобы совершать правильные поступки в нашем мире (даже в чисто практической области, например, в области медицины или гигиены) необходимо знать о том, что находится над этим миром , то есть метафизику.

- В чём она заключена?

- У неё много, неограниченное число смыслов, но есть главные, отвечающие на вопросы - "как возник мир?", "куда он идёт?", "как возник человек?", "каково направление и смысл его жизни?" и т.д. Главные вопросы истины, любви, свободы - это всё относится к области метафизики. Их трудно определить в наших категориях, тем не менее, мы определяем их некоторыми подобиями или приводя много различных и равноценных определений.  А что касается Бога, то здесь мы и вовсе пользуемся антиномиями (противоречими между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо).

- Можно привести какие-то практические примеры, когда не знание метафизики может приводить к реальным негативным последствиям?

- Пожалуйста. Сегодня уже опытным путем доказано, что скверное слово, которое мы произносим, разрушает и уродует наш генетический код. Оно изменяет также структуру воды - японский учёный Масару Эмото доказал это, проведя соответствующие опыты. О чём это говорит? Если мы употребляем неправильные смыслы - извращенные, скверные, хульные - мы тем самым повреждаем здоровье не только своё, но и всего окружающего нас мира, ибо генетический код имеют все живые организмы, а воды наполняет весь органический и неорганический мир.

Здесь следует вспомнить изначальное значение слова "грех". В переводе с древнегреческого - это ошибка, не попадание в цель. Совершая грех, мы сбиваемся с дороги, заблуждаемся, то есть совершаем ошибку, делаем ложный метафизический выбор. Кстати, сам термин православие (ортодоксия) кроме привычного для нас перевода имеет еще одно немаловажное для контекста нашего разговора значение -  правомыслие. Правильно славить Бога, безусловно, очень важно, но не менее важно и правильно мыслить. Этот процесс подразумевает управление умом, а точнее его исправление (изменение), что, в свою очередь, является определяющим смыслом покаяния («метанойи» - в прямом переводе означает изменение ума). Если мы просто рассказываем о своих грехах и не извлекаем никакого урока, то от такого поступка будет мало толка, так как, не осознав своей ошибки, своего заблуждения, мы всё время будем наступать на одни и те же грабли.

- Получается, осуществляя эту болезненную операцию, мы заведомо не можем "попасть в  цель" (вряд ли ею каждый из нас выбирает свой лоб), то есть, совершаем грех.

- Совершенно верно, мы должны учиться на своих ошибках и промахах. Бог не нарушает свободу человека, поэтому Он дает возможность человеку свободно избрать свой путь к Нему. И опыт ошибок, если уж его в сегодняшнем состоянии человека невозможно избежать, имеет колоссальное значение. Человек, действительно, а не мнимо ищущий истину, хотя бы  понимает, что грех есть заблуждение, а не открытие истины. В следующий раз он будет всячески избегать такой ошибки.

Причём из опыта он понимает, что его заблуждения, греховные поступки приводят к болезням души и тела и буквально (текстуально) отражаются на природе - например, на воде, об изменении структуры которой мы говорили выше. Но чтобы такие изменения в природе могли произойти она должна понимать, какой приказ к ней обращён, какая программа ей задана. Значит, в нее должно быть заложена эта способность -  понимать смыслы действий и слов.

- Немного не понятно, батюшка, каким образом она их понимает?

- Сегодня мы не просто об этом говорим, а знаем это. Учёные, изучающие генетический язык, говорят, что он построен по тем же самым законам, которые действуют в человеческом языке. Поэтому бездумное коверканье нашей речи приводит к изменениям и в области генетики. Использование слова накладывает  на нас огромную ответственность. И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали - к настоящему прагматизму можно придти только через метафизическое знание, то есть через подлинное знание о строении мира, о смыслах, образующих материальное бытие.

Сегодня даже физики начинают признавать, что в основе материи лежит смысл. Значит, без него и материю-то не познаешь. О том, что в основе всего находится идея, говорил ещё Платон. Но он утверждал, что идеи живут обособленно. Между тем, даже разделённые, казалось бы, миры, взаимосвязаны и в каком-то пограничном состоянии соприродны, иначе взаимодействие между ними было бы невозможно. Если сегодня говорят о прагматике, то её смысл отождествляется с деловым отношением. Прагматическое - значит, что-то конкретное, дающее сиюминутную выгоду. Но моментальные "дивиденды" могут в дальней стратегии оказаться губительными для человека, разрушить его космос и, соответственно, его самого. За яркими примерами далеко ходить не надо: экологические проблемы, о которых сегодня так много говорят, возникли только в результате т.н. "выгодного" прагматизма, не подкреплённого метафизикой.

По сути, такое мышление и прагматизмом назвать нельзя. Допустим, человек своровал миллион и думает: "Как хорошо, сейчас заживу!". Но он не понимает, что нанёс вред не только своей душе, но и телу. В результате его неправильного поступка происходят разрушительные изменения его генетики, а тело ослабевает. Значит, такого человека ждёт болезнь, а повреждённые гены будут передаваться его потомкам. Но мы предпочитаем напрямую не связывать грех и болезнь, хотя в понимании этой связи и заключается истинный прагматизм.

- Может быть, это происходит потому, что мы не получаем сиюминутных доказательств такой взаимосвязи? Если украл, то для наглядности надо чтобы заболел не через десять лет, а через десять дней.

- Такие доказательства, по большому счёту, уже получены. При Российской академии наук проводились опыты, связанные с разрушительным влиянием скверных слов на окружающую среду. Их с помощью специального прибора преобразовывали в определённые колебания, воздействию которых подвергались зёрна растения арабидоса. Их смотрели до и после эксперимента. Причём проводился он в различных вариантах - слова произносились в одном случае шёпотом,  в другом - равнодушно, в третьем -  эмоционально. Результат был один и тот же - у зёрен происходил разрыв генов и их перестановка. Это, соответственно приводило к разрушению всего генетического кода растения. Оно теряло свои воспроизводительные свойства. Когда вслед за этим были прочитаны молитвы, - зерна полностью восстановили эти свойства и дали прекрасное потомство. Значит, растение прочитывало смысл сказанного и соответственно выстраивало свою генетику! Одним словом, оно воспринимало одни слова как программу разрушения и уничтожения жизни, а другие, - как программу созидания и продолжения жизни.

Это ещё раз доказывает, что язык наш связан со всем живым и влияет на него. Почему человек был поставлен над природой, должен был давать названия животным? То, что он познавал и потом произносил, должно было выстраивать всё живое. Существовал, так сказать, взаимовлияемый процесс.

Но человек такому своему высокому назначению изменил. Весь наш язык распался, и сегодня то, что мы слышим, является языком, наполненным (с точки зрения изначальных значений и смыслов) вирусами и ядами. Их мы впитываем с детства. В наши дни мы вкладываем в слова сразу по несколько десятков смыслов и попросту друг друга не понимаем. Люди кивают, но делают абсолютно разные вещи.

Только слово "культура" имеет более двухсот (!) значений. И какое из них мы имеем в виду, когда начинаем ее созидать? Что же мы будем строить, если точно не знаем, что мы должны построить? Ведь каждый будет строить свое здание культуры. Это, впрочем, тема для отдельной большой беседы.

Поэтому одна из главных задач церковных людей - фильтрация слов и их смыслов.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Наверх страницы