Храм Девяти Мучеников Кизических
Храм Девяти Мучеников Кизических
Публикации Православные традиции Крещение Господа Иисуса Христа

Крещение Господа Иисуса Христа

«Жизнь без Христа – случайный сон. Блажен, кому дано два слуха, - Кто и церковный слышит звон, И слышит вещий голос Духа…»

Под именем Богоявления разумеется праздник, в котором воспоминается и прославляется событие Крещения Иисуса Христа от Иоанна на Иордане. Богоявлением называется этот праздник потому, что при Крещении Господа явилась Божественная Пресвятая Троица: Бог Отец глаголал с Неба о Сыне, Сын Божий крестился от Иоанна и засвидетельствован от Бога Отца, и Дух Святый сошел на Сына в виде голубя. Это объяснение праздника дает Святая Церковь в тропаре: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…»

Издревле также называется этот праздник днем Пресвещения и праздником светов, потому что Бог есть свет и явмлся просветить сидящих во тме…и сени смертней (Мф. 4:16) и спасти по благодати, явльшейся Просвещением (явлением) Спасителя. К тому же в навечерие Богоявления был обычай совершать крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при которым возжигалось множество светильников.

Кроме того, древняя Церковь в этот день вспоминает и другие события, в которых выразилось Божественное достоинство и посольство Иисуса Христа: 1) поклонение волхвов – как откровение Иисуса Христа миру языческому посредством чудесной звезды; от этого воспоминания и самый праздник Крещения в Церкви Западной получил название праздника трех царей; 2) явление Божественной силы Иисуса Христа в первом чуде Его на браке в Кане Галилейской, когда Господь сотвори начаток знамением (Ин. 2:11); 3) явление Иисусом Христом Божественной силы (в Церкви Африканской) в чудесном насыщении Им более пяти тысяч человек пятью хлебами в пустыне…

Начало праздника Богоявления восходит к апостольским временам. О нем упоминается в апостольских постановлениях, а от II века сохранилось свидетельство Климента Александрийского о праздновании Крещения Господня и совершаемом перед этим праздником ночном бдении, проводимом в чтении Священного Писания. В III веке о событии Богоявления беседовали при богослужении праздника святые мученики Ипполит и Григорий Неокесарийской, в IV веке – святые отцы Церкви Григорий Богослов, Амвросий Медиоланский, Иоанн Златоуст, Августин и многие другие. В V – IX веках отцы Церкви – Анатолий Константинопольский, Андрей и Софроний Иерусалимские, Косма Маиумский, Иоанн Домаскин и Герман Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий – изложили многие песнопения на этот праздник, доселе поемыя Церковью.

Святая Церковь, празднуя Крещение Господне, утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую тайну Трех Лиц Единого Божества и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу

Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, а также и тех, которые человеческое естество Сына Божия называли призраком; показывает необходимость крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство безпредельной благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества, поучает, что наше очищение и спасение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа, и, указывая на необходимость достойного пользования благодатными дарами крещения и сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой нам напоминается в праздник Крещения словами: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3:27), - заповедует нам очищение душ и сердец наших, дабы удостоиться нам жизни блаженной.

В Древней Церкви (до IV века) Богоявление Господне праздновалось 6/19 января. Этот праздник совмещает в себе память о двух событиях: Рождества Христова и Его Крещения во Иордане. Когда в конце IV столетия Рождество Христово стали праздновать особо 25 декабря, то праздник Богоявления стал отмечать одно крещение Христово, поэтому с тех пор и стал именоваться Крещением Господним. Первоначальное сочетание двух воспоминаний в одном празднике Богоявления сказалось в одинаковости структур праздников Крещения и Рождества Христова, а именно: в канун обоих праздников (навечерие) совершаются Царские часы, после которых совершается вечерня с литургией. Всенощные под эти два праздника начинаются не вечерней, как обычно, но великим повечерием, на котором поется «С нами Бог».

Смыв во Иордане грех человеческий, Христос сокрушил в воде главы невидимых змиев и освятил водное естество. В память этого на празднике Богоявления совершаются два водосвятия: одно – накануне праздника – в храме, а второе – в самый праздник – на реках и колодцах.)

В начале крестного хода священнослужители выходят из Царских врат. Настоятель держит Святой Крест, впереди несут хоругви, иконы и зажженные свечи. Во время крестного хода певчие поют: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя» и другие тропари праздника. Затем читаются паримии, Апостол и Евангелие о крещении Иисуса Христа.

В паримиях приводятся пророчества о возрождающей силе благодати Божией, которая пророками уподобляется воде:

«Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать…Тогда (во времена Мессии) откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи – потоки. И превратится призрак вод в озеро, и жаждущая земля – в источники вод…Жаждущие! Идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите…И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажите в тот день: славьте господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его» (Ис.35:1-7; 55:1; 12:3 – 5).

После Евангелия диакон произносит ектению с особыми водосвятными прошениями. Священник читает молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и окропляемым святой водой очищение, освящение, здравие и благословение. После молитвы священник троекратно погружает в воду Святой Крест, при пении тропаря: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи…».Затем священник освященной водой кропит храм, всех присутствующих, а позже и их жилища.

Обычай освящения воды в день Крещения существовал уже в III веке. Святитель Иоанн Златоуст называет Крещенскую воду «агиасмой» - святыней. С древнейших времен известно, что Богоявленская святая вода не портится. Крещенской водой окропляют иконы, богослужебные сосуды, облачения и нательные кресты во время чина освящения. Ею же освящают дома, пищу, автомобили и другие предметы. Принимаемая с верой, она имеет силу врачевания недугов, как душевных, так и телесных. Не заменяя причастия, она может послужить вместо причастия тому, кто по какой - нибудь причине лишен этого утешения. При унынии, смущении или расстройстве духа она дает успокоение и облегчение. По этой причине христиане хранят святую Крещенскую воду дома в святом углу и с молитвой пьют ее утром натощак.

Так будем же с радостью встречать светлый праздник Крещения Господня, благодаря Спасителя зха возрождение нас водой и Духом в Таинстве Крещения, и за то, что открыл нам путь к царству Небесному!

Традиции Руси

Канун Крещения, как и рождества, слывет сочельником, и тоже – день постный, по Уставу Православной Церкви. По старинной примете сельскохозяйственного опыта, если вечером под Крещение ярким светом блестит на небе звездная россыпь алмазная – хорошо в этом году овцы будут ягниться: «Ярки (овечки) крещенские звезды породят белые ярки». Если замечали на Крещение метель - значит снегом снежить будет, чуть ли не до самой Святой. «Коли в Крещение собаки много лают, - будет вдоволь всякого зверя и дичи!», - замечали охотники. «Коли на воду (на иордань) пойдут в туман, хлеба будет невпроед много!», - говорили приметливые погодоведы. «Снег хлопьями – к урожаю, ясно – к недороду!»…

Крещенские морозы слыли самыми жестокими, и недаром: зима собиралась в эту пору со всеми силами. Но, несмотря на стужу, с древних времен живет в народе обычай купаться в крещенской проруби –иордани. Купались и те, кто святошничал – рядился о святках, - чтобы очиститься от греховный скверны в освященной воде; купались и просто – «для здоровья».

«Крещение – Богоявление», - говорили в народе и повторяли предание, идущее от дней старины глубокой, связанное с этими словами. По народной молве, исстари веков совершается в этот день чудо – чудное и диво – дивное: отверзаются над иорданью Небеса и сходит с них в воду Истинный Христос. Не всем дано видеть это, а только – самым благочестивым людям. Но, если помолится грешник святому Небу в это время, то сбудутся и его желания. В некоторых районах Руси праздник Крещения называли «Водокрещи». Красное словцо народное, встречая крещенскую стужу, оговаривало ее словами: «Трещи не трещи, а минут и Водокрещи» (то есть тепло – то все – таки возьмет свою силу)». Не забывал народ, что – если пошел январь месяц, то и за перезимье переваливает уже время – то, а перезимье, по его крылатому слову, о весне весть подает.

Среди песенных сказаний, составляющих богоданное богатство убогих певцов – калик перехожих, было несколько приуроченных к празднику Крещения Господня. Некоторые из них передавали почти точно содержание Евангельской повести о Богоявлении; другие являлись восторженным славословием Христа; третьи – отступали в окруженную таинственную область подсказанных пытливым воображением сказочных вымыслов:

На Иордань всех Спаситель

Днесь прииде Искупитель.

Плещет пророк руками:

«Веселитесь, Господь с вами!»

Отец свыше возглашает,

Рожденного возвещает:

«Сей есть Сын Мой Возлюбленный,

Во человека облеченный!»

Еще в конце первой половины XVII столетия писал царь Алексей Михайлович в своей грамоте государевой Шуйскому воеводевообще о святочных, а о Крещенских наособицу, пирах – игрищах: «…ведомо нам учинилося, что на Москве…в навечерие Рождества Христова кликали многие люди Каледу и Усень, а в навечерие Богоявления Господня кликали Плугу; да в Москве ж чинится безчинство: многие люди поют бесовския сквернословные песни…да на Рождество Христова и до Богоявленьева дня собираются на игрища и сборища бесовския…игрецы – скоморохи с домбрами и с дудами, и с медведями ходят…И мы указали о том учинить на Москве, и в городех, и в уездех заказ крепкий, чтобы ныне и впредь никакие люди по улицам и по переулкам, и на дворех в навечерие Рождества Христова и Богоявления Калед, Плуг, Усеней не кликали и песней бесовских не пели… А которые ослушаются, за такие супротивная неистовства бытии от нас в великой опале и в жестоком наказанье…»

День Богоявления ознаменовывался в старой Москве праздничным царским выходом, не имевшим себе подобного по торжественности. Со всей Руси был к этому дню съезд бояр и всякого чина именитых людей в Белокаменную: и был этот съезд ради царского лицезрения, из охоты полюбоваться редким великолепием торжества.

Чин Крещенского освящения воды совершался патриархом на Москве – реке. Собиралось вокруг «иордани» до четырехсот тысяч народа. Царь – государь шествовал в большом наряде царском сначала в Успенский собор, а оттуда – на освящение воды, среди стоявшего стеной ратного строя стрельцов, поддерживаемый стольниками из ближних людей, оберегаемый «от утеснения нижних чинов» стрелецкими полковниками в бархатных и объяринных ферезеях и турских кафтанах. Гости, приказные, иных чинов люди и многое множество народа окружали шествие венценосного богомольца. Самое действо освящения воды совершалось, за малыми исключениями, так же, как и в наши дни. Но главным отличием являлась обступавшая его картина – с патриархом и царем во главе. Возвращался крестный ход по прежнему чину. Царь – государь, отслушав в Успенском соборе отпускную молитву, шел в свои палаты царские. А на Москве – «по улицам, по переулкам и во дворех» - начиналось последнее празднование Святок. Люди почтенные принимались за пиры – беседы, молодежь – за песни – игнры утешыне, а гуляки, памятующие предпочтительно перед всем присловье: «Чару питии – здраву Бытии!» - за любимое Русью «веселье»…

Рецепты блюд

Салат из кураги и креветок

200 гр. кураги, 12 больших готовых креветок, 450 г зеленого салата, 1ст. ложка лимонного сока, 2 ч. ложки тертой лимонной цедры, 2 ч. ложки сахарного песка, 1/2 ч. ложки соли, 1/2 ч .ложки черного молотого перца, 1/3 стакана вишневого уксуса, 2 капли томатного соуса, 2 ч. ложки сладкой горчицы, 1 яйцо, 2/3 стакана оливкового масла.

Положить курагу в неглубокое блюдо, смешать 7 последующих ингредиентов, залить этой смесью курагу и оставить при комнатной температуре на 30 мин. Вынуть курагу, маринад вылить в миксер, добавить горчицу и яйцо, смешать в однородную массу и тонкой струйкой влить масло. Смесь должна слегка загустеть. Листья салата разложить на 4 тарелки, сверху разместить по 2 кураги и 3 креветки. Перед подачей залить сбитым соусом.


Пирог из гречки с тыквой

Гречневая крупа - 200 гр., вода - 1,5 стакана, тыква - 200 гр., зелень петрушки - 1 пучок, ржаная мука - 100 гр., размолотый арахис - 100 гр., соль и специи - по вкусу.

Гречку сварить и перемешать с натертой на терке тыквой, мелко нарезанной петрушкой, орехами, мукой и специями. Выложить полученную массу для пирога на противень, смазанный растительным маслом. Выпекать 15 минут на медленном огне.


Жаркое из свинины с картофелем и грибами

800-1000 г картофеля, 400-500 г свинины, 35-40 г грибов, 100-150 г лука репчатого, 100-150 г сметаны, 1 ст. ложка пшеничной муки, 3 ст. ложки жира, соль, зелень.

Свинину нарезать порционными кусками (два куска на порцию), посыпать солью, молотым перцем и обжарить до образования румяной корочки. Картофель нарезать на 4-6 частей и обжарить до полуготовности. Сухие грибы перебрать, промыть и отварить. В глиняный горшочек положить картофель, свинину, залить все грибным соусом, добавить сметану, закрыть крышкой и поставить тушить в жарочный шкаф на 25-30 мин.


Использованная литература:

1. Православные праздники. Книга для домашнего и семейного чтения в особо торжественные церковные дни/ Синтагма,2007, стр.615 – 618.

2. А.А.Коринфский «Народная Русь. Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа».

3. С.В. Булгаков «Настольная книга для священно – церковнослужителей»/ Харьков, 1900, с. 23 – 24.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Наверх страницы