«Нас ради родися Отроча младо – превечный Бог»
Установление этого Великого праздника принадлежит самым первым временам Церкви. По общепринятому мнению, праздник Рождества Христова древнее в Церквах Западных, нежели Восточных, но это касается только даты 25 декабря (7 января). В Церквах же Восточных до IV века он праздновался 6 января и был известен под именем Богоявления. Этот праздник имел особый характер и был посвящен не воспоминанию собственно Рождества Христова или Крещения, но вообще явлению Бога во плоти, откровению во Христе и через Христа Божественной благодати, отчего и назывался Богоявлением.
Первоначально основанием для празднования Рождества Христова 6 (19) января служило не историческое соответствие этого числа с днем рождения Господа, который и в древности оставался неизвестным, а таинственное понимание соотношения между первым и Вторым Адамом. Второй Адам, по таинственному созерцанию древней Церкви родился и умер в тот же день, в который сотворен и умер первый Адам, то есть 6 (19) января. Таким образом, с IV века между Восточными и Западными Церквями устанавливается единство только относительно времени празднования, именно, 25 декабря (7 января). Впервые в таком виде праздник был введен в Церкви Константинопольской около 377 года, по указанию императора Аркадия на обычай Церкви Римской и благодаря святителю Иоанну Златоусту, а отсюда он распространился по всему православному Востоку.
Подробнее...