Храм Девяти Мучеников Кизических
Храм Девяти Мучеников Кизических

Новости

"Пошли нам, Господи, терпенье..."

2444.65069Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.

Дай Крепость нам, о, Боже правый,
Злодейство ближнего прощать
И крест тяжелый и кровавый
С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волнения,
Когда ограбят нас враги,
Терпеть позор и оскорбленья,
Христос Спаситель помоги!

Стихотворение «Молитва», переписанное рукой Великой княжны Ольги Николаевны Романовой, было найдено среди ее книг в Ипатьевском доме после расстрела Царской Семьи. В заточении Они быстро смирились с тяжелыми бытовыми условиями. К суровому быту и черновой работе Александру Федоровну, урожденную герцогиню Гессенскую, еще в детстве приучила бабушка королева Виктория; с началом войны Их Высочесва привыкли к работе в госпиталях: закончив курсы сестер милосердия, Императрица и вместе со старшими дочерями ассистировали на ампутациях, а младшие княжны – читали Евангелие и ухаживали за ранеными в палатах. Больше страданий приносили Царской Семье пьяная ругань и бесцеремонность красногвардейцев, которые раскрывали дверь в комнаты Их Высочеств, толкали Государя в лицо, лезли руками в блюда с едой, изрисовывали стены порнографическими картинками и надписями, с похабными шутками сопровождали в уборную Великих Княжон.

"Однако вера, - писал П. Жильяр, - очень сильно поддерживала мужество Заключенных... Молитва помогала Им глубже уходить в Себя и не замечать ужасной действительности. Часто доносились из нижнего этажа пьяные голоса, горланившие непристойные куплеты, а сверху, из комнат Царской Семьи, точно с неба, лились в ответ Херувимская песнь и другие Божественные напевы. И это пение смущало самые жестокие сердца красногвардейцев. Царская Семья переносила все тяжелые испытания в величайшим достоинством, ни на что не жалуясь, с христианским смирением и страдальческой кротостью, - производившими глубокое впечатление на всех окружающих. И вот настроение большей части русских охранников начинает постепенно меняться. Они удивлены незлобивостью Царственных Узников, подкуплены Их простотой и мягкостью обращения, поражены Их истинным благочестием и глубокой религиозностью, чувствуют себя обезоруженными перед Их несокрушимой бодростью и величием духа.

 

Духовная высота Государя и Его Семьи внушает им уважение, и многие из них начинают сознавать низость своего поведения. Понемногу у этих темных людей просыпалась совесть, непристойные песни слышались реже, а хулиганские выходки и издевательства уступали место раскаянию и состраданию».

Единственное дошедшее до нас стихотворение самой Великой княжны Ольги является поэтическим изложением, переданного в ее письме завещания императора Николая II: «Отец просит передать всем тем, кто Ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за Него, так как Он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит, а только любовь..

67453-2

Отец всем просит передать,
Не надо плакать и роптать,
Дни скорби посланы для всех
За наш великий общий грех.
Он все обиды позабыл,
Он всех врагов своих простил
И за Него велит не мстить,
А всех жалеть и всех любить.
Он говорит: мир тонет в зле,
Иссякла правда на земле,
И скорбный крест грядущих дней
Ещё ужасней и страшней.
Но час пробьёт, придёт пора,
Зло одолеет власть добра,
И всё утраченное вновь
Вернёт взаимная любовь.

Обстоятельства жизни святых Царственных страстотерпцев отчасти сходны с испытаниями, выпавшими на долю семьи первого русского царя династии Романовых. Смутное время царствования Бориса Годунова; преследование Романовых, которые по родству с Иваном Грозным были первыми претендентами на царский трон; ссылка князя Федора Никитича Романова-Юрьева и его супруги Ксении Ивановны, которые были насильно разлучены друг с другом и детьми, пострижены в монахи. Инокиня Марфа (княгиня Ксения), находясь в заточении, первый год много болела. На второй год ссылки ей было разрешено общение с местными жителями, инокиня стала ездить по окрестностям, посещая храмы и монастыри на берегу Онежского озера. Крестьяне, сострадая ее участи, указали больной монахине целебный источник, в котором она получила исцеление. В память об этом источник получил название «Царицын ключ».

В 1605 году инокиня Марфа получила дозволение проживать вместе с детьми. К тому времени ее муж, принявший монашеский постриг с именем Филарет (Романов), был возведен в сан митрополита Ростовского и Ярославского, но вскоре захвачен тушинцами в плен. Марфа Ивановна с детьми переехала за ним в Ростов, затем - в Москву, где стала игуменьей Кремлевского Вознесенского девичьего монастыря. Митрополит Филарет 9 лет находился под арестом польского короля Сигизмунда III, пытавшегося захватить московский царский трон. В октябре 1612 года, когда Москва была освобождена от поляков, он все еще был в заточении. Инокиня Марфа с сыном Михаилом уехала из Москвы в свою приданную вотчину, село Домнино Костромского уезда.

Согласно писцовым книгам, на рубеже XVI и XVII вв. в Домнине находился боярский двор (усадьба) с шатровым деревянным храмом в честь Воскресения Христова. Старостой села Домнино, где скрывались инокиня Марфа и ее шестнадцатилетний сын, был Иван Сусанин, уроженец крестьянского рода из села Деревеньки.

3 марта (21 февраля) 1613 года Земский собор избрал Михаила Романовича на царствование. Уезд наводнили польско-литовские отряды, которые искали нового царя, чтобы убить его. Один из таких отрядов в окрестностях Домнина хватал встречавшихся по пути поселян, при помощи пыток стараясь выведать точное местопребывание Михаила Федоровича. В числе схваченных был и Сусанин, будучи старостой Домнина и доверенным человеком своих бояр, он единственный знал о точном местопребывании нового царя. Иван Сусанин, после пыток, взялся быть проводником отряда, но завел его в противоположную от Домнина сторону, перед уходом послав своего зятя Богдана Сабинина к Михаилу Федоровичу с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. Только на следующий день, заведя поляков в дремучие лесные чащи, Иван Осипович был "изрублен в мелкие куски".

23 (13) марта послы Собора прибыли в Ипатьевский монастырь. Перед ликом Федоровской Божией матери инокиня Марфа благословила своего сына Михаила Федоровича на царский престол. Он долго не решался дать свое согласие, тогда архиепископ Феодорит, взяв в руки икону, сказал ему и его матери: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Инокиня Марфа поверглась ниц перед иконой и долго молилась, потом подвела к Феодоровской сына, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним». 21 (11) июня 1613 Михаил Федорович был помазан на царство.

В сентябре 1619 г. первый царь из династии Романовых вместе с матерью заезжал в Домнино во время благодарственного паломничества в Макариев Унженский монастырь по возвращение из польского плена своего отца, будущего Патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова). Возможно, тогда же в подклет Воскресенского храма были перезахоронены останки Ивана Сусанина.

После кончины инокини Марфы (1631г.) согласно ее завещанию, Домнино и вся вотчина были пожалованы Новоспасскому московскому монастырю (месту погребения Романовых), где была похоронена и сама инокиня Марфа. Во владении Новоспасской обители село Домнино оставалось вплоть до реформы 1764 г., после которой жители села стали крестьянами.

В 1810 - 1817 гг. рядом с Воскресенской церковью с. Домнина по благословению Костромского епископа Евгения (Романова) была построена каменная пятиглавая Успенская церковь с приделами во имя святого Николая Чудотворца и в честь Тихвинской иконы Божией Матери. На восточной стене церкви сохранилась памятная доска 1-й половины XIX в. с надписью: «Во славу Бога храм сей благословил построить Епископ Евгений 1809 года января 16 при иерее Данииле Иванове. Освящен при сыне его протоиерее Алексее 1818 мая 9 и 1827 ноября 30. Сооружен прихожанами на месте дома Ксении Ивановны Шестовой, матери царя Михаила Феодоровича».

В 1831 г. обветшавший деревянный Воскресенский храм был разобран, иконы переданы в Успенскую церковь. Среди святынь особым почитанием у прихожан пользовались иконы Воскресения Христова и Казанской Божией Матери.

В 1818-1870 гг. настоятелем Успенской церкви служил протоиерей Алексий Данилович Домнинский. Будучи уроженцем села, он опубликовал несколько работ по истории Домнина и Успенского храма. В 1871 г. в журнале «Русский архив» с предисловием костромского губернатора В. И. Доргобужинова был опубликован труд отца Алексия «Правда о Сусанине», в котором на основании свидетельств местных старожилов он указал, место захоронения Ивана Сусанина на приходском кладбище.

pamyatnik-susaninu-kostroma-1
Памятник Ивану Сусанину в г.Костроме

В тридцатых годах XIX в. в связи с официальным почитанием Сусанина началось благоустройство мест, связанных с его именем. По распоряжению императора Николая I от 18 июля 1850 г. Успенская церковь была обновлена: в 1850-1853 гг. расписаны стены, перелит 41-пудовый колокол, приобретены книги и утварь. В 1893 г. здесь открылась церковноприходская школа, разместившаяся в двухэтажном кирпичном здании. Школа была построена Александровским православным братством и считалась одной из лучших в губернии. В год 300-летия Дома Романовых неподалеку от Домнина, в деревне Деревеньки на месте, где, по преданию, стоял дом Ивана Сусанина, Александровским братством была возведена также памятная часовня из красного кирпича. Ее освящение состоялось 20 октября 1913 г., накануне 19-й годовщины восшествия на престол императора Николая II. До 1917 г. в часовне совершались молебны в царские дни и панихиды по Михаилу Феодоровичу Романову и Ивану Сусанину.

3 сентября 1937 г. по обвинению в контрреволюционной и антиколхозной агитации был арестован клирик Успенского храма священник Константин Сокольский (1896 - 1937). 2 ноября отец Константин был приговорен к расстрелу тройкой УНКВД по Ярославской области (в то время Домнино входило в ее состав). 17 ноября приговор приведен в исполнение (место расстрела и место погребения священника Константина неизвестны). Богослужения в храме прекратились, большая часть икон и утвари была уничтожена. Осенью 1937 г. в здании церкви был устроен склад зерна домнинского колхоза им. НКВД. Решением Ярославского облисполкома от 22 марта 1941 г. храм был официально закрыт. Десятилетием позже в часовне в д. Деревеньки был сломан иконостас и устроен сенной склад.

В конце 1942 г. колхозники Ярославской области собрали средства на строительство танковой колонны, которой было присвоено имя Ивана Сусанина. Есть свидетельство, что во время Великой Отечественной войны его подвиг повторили несколько десятков человек, многие из них – соотечественники героя.

С 1941 г. прихожане Успенской церкви обратились в Президиум Верховного Совета РСФСР с просьбой о возвращении храма, рядом с которым погребен русский патриот Иван Сусанин. По распоряжению Президиума Верховного Совета РСФСР решением Ярославского облисполкома от 23 февраля 1943 г. здание церкви было передано общине. 15 августа 1944 года в с. Домнино был назначен священник. В семидесятых годах XX века произведена внешняя реставрация часовни д. Деревеньки. В помещении бывшей церковноприходской школы в советское время размещалась общеобразовательная школа, к девяностым годам из-за отсутствия учеников она была закрыта, здание осталось заброшенным.

20 марта 1991 года указом епископа Костромского и Галичского Александра (Могилёва) при Успенской церкви села Домнино было создано Успенское подворье Богоявленско-Анастасиина Костромского женского монастыря. В апреле 1991 г. подворью передали здание бывшей церковноприходской школы, в котором были оборудованы келейные помещения. Тогда же местный совхоз передал сестрам 56 га земли; была построена ферма на 15 коров.

В мае 1993 г. подворье посетил Святейший Патриарх Алексий II, отслужил заупокойную литию по Ивану Сусанину у часовни в Деревеньках и молебен в Успенском храме. 11 сентября 1994 г. близ Успенской церкви в ограде приходского кладбища был торжественно освящен деревянный крест, установленный на месте предполагаемого захоронения Сусанина. Определением Священного Синода от 25 марта 2004 г. Успенское подворье было преобразовано в женский монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев. С июля 2004 г. к монастырю приписана памятная часовня в Деревеньках на месте дома, где жил Иван Осипович Сусанин.

Был установлен купол с крестом над въездными воротами монастыря, в Успенском храме обители под руководством народного художника России В.И.Нестеренко проведены работы по реставрации иконостаса и росписи стен. 21 августа 2005 года состоялось освящение колоколов храма.

ph3
Успенский храм с.Домнино, Сусанинский р-н, Костромская обл.

В 2005 году в день памяти великого патриота Русской Земли Ивана Осиповича Сусанина, который ежегодно отмечается на Костромской земле в праздник Усекновения главы святого Иоанна Предтечи - архиепископ Костромской и Галичский Александр совершил чин малого освящения отреставрированного Успенского храма женского монастыря во имя святых Царственных Страстотерпцев – Императора Николая, Императрицы Александры, Царевича Алексия, Великих Княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.

 

ПОСВЯЩАЕТСЯ РУССКОМУ ГЕРОЮ
ИВАНУ СУСАНИНУ

Адриатическое море
Вскипело пенною волной,
Отдавши Балтике, не споря,
Сиять туманной сединой.

И Тихий океан прибоем
О Евразийский материк
Разбился с поднебесным воем
И Курасивою притих.

И море Черное лазурью
Внимало синим небесам,
Когда Ливан отсрочил бурю,
Причислив память к чудесам.

И маленькая речка Шача,
Слезою от лица Земли
И улыбается, и плачет –
ПОМАЗАННИКА повезли...

 

 

«О, если бы ты внимал заповедям Моим!
тогда мир твой был бы как река,
и правда твоя - как волны морские.
» Исаия (48:18)

Издалека, издалека,
Которое душа лишь помнит,
Встают нетленные века,
Что Божией правды полны, полны

Завета иго неподъемно,
Но ноша древняя легка
Тем душам, что плывут как челны,
В тот мир, что будет как река,
А правда, как морские волны.

Улыбаются - точно плачут,
А смеются - как будто стонут,
Говорят – толи лай собачий,
Толи вой с бодуна спросонок.

Люди русские, люди Божьи,
Мы забыли, в чем наша сила.
В покаянии нет бездорожья.
Возвращайся домой, Россия.

Текст подготовила Евдокия Фомина

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Наверх страницы