Храм Девяти Мучеников Кизических
Храм Девяти Мучеников Кизических
Публикации Материалы о.Владимира Соколова Тайна ТЕЛЕвидения

Тайна ТЕЛЕвидения

"Придет время, когда в жилища проникнут бесы под видом небольшой коробки, а их рога будут торчать на крышах" (св. Косьма Эталос ХVIII в.)

Закончился ХХ век, характерный прежде всего тем, что он объединил человечество на информационном поле. В первой половине века это объединение совершилось радиовещанием, во второй - телевидением. Теперь на смену им приходит всеобщая компьютеризация. Эти изобретения создали для человека массу удобств, освободив его от очень многих процессов, позволив ему информационно охватить весь мир, не вставая со стула. Казалось бы такое информационное единство должно было бы способствовать реальному соединению человечества на непреходящих нравственных началах. Однако, именно в ХХ веке мы наблюдаем падение нравов, попрание веры в Бога и, как закономерный исход из всего этого - катастрофическое падение ценности человеческой жизни. ХХ век принес миру столько крови, что этот кровавый поток без преувеличения можно назвать вторым потопом, но только кровавым.

Не связаны ли как-то эти процессы? Конечно, нравственно-разлагающее действие этих средств массовой информации имеет прямую связь с теми процессами, о которых мы упомянули. Эта связь очевидна - об этом много писалось. Но нет ли здесь не столь заметой для глаза, тайной связи? Не имеет ли отношение к этим процессам телевидение вообще, как технический феномен, заставляющий нас световую вибрацию на экране воспринимать как реальность? Меня интересуют также такие вопросы: «Может ли повлиять на нравственность просмотр передач, не имеющих отношения к нравственности? Улучшились бы нравы человечества или пали, если бы телевизионная программа состояла бы из непрекращающихся передач «В мире животных», «Клуб путешественников» без всякого идеологического содержания и комментария, где показывалась бы, скажем, только природа?»

На первый взгляд ответ очевиден: «Нравственность предполагает выбор - и, если этот выбор не предлагается в передаче, то - нет, ведь на нравственность нельзя повлиять магически - тогда она будет лишена своего основного содержания - свободы. Поэтому это не ухудшило бы нравы, а, скорее, улучшило бы, потому что вид природы возбудил бы в человеке любовь к природе, а это, в свою очередь, возбудило бы любовь и к человеку». Но, однако, это не совсем так - и я постараюсь читателю показать: почему?

Сегодня телевидение пришло в каждый дом. Современный человек уже не мыслит свою жизнь без телевизора. Все свободное и несвободное время у него озвучено телевизором. Что же привлекает человека к экрану? Что заставляет его целый день, а иногда и ночь просиживать у телевизора, смотря порой совершенно бессмысленные и непонятные ему передачи? Что же привлекает его именно вот в этом бессмысленном созерцании? Если мы найдем ответ на этот вопрос, то нам откроется самая главная тайна телевидения, самая его сокровенная сущность.

Бог создал человека по образу и подобию своему (Быт.I,26), «вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт.II,7) и наделил его способностью созерцать и познавать сокровенное существо жизни. Именно поэтому Господь и дозволил ему нарекать имена животным (Быт.II,20) - наречение имени было обнаружением и выявлением этой сокровенной сущности.

В Адаме Господь положил начало и иным качествам, которые у Адама в раю должны были развиться и приобрести полноту. В полноте эти качества явил Господь наш Иисус Христос. Он сотворил много чудес, преодолевая законы, которым подчинена материя. Ему подвластны были стихии. Еще до Воскресения тело Его было способно преодолевать силу тяготения в хождении по водам (Мф.14,25-27), а по воскресении оно стало обладать еще очень многими качествами о которых мы можем только догадываться, зная о том, как Господь, пройдя сквозь закрытые двери, явился среди учеников (Иоан.XX,19). То, что эти способности не являются исключительной прерогативой Бога, а являются качествами, присущими человеку свидетельствуется самим Иисусом Христом, который говорит своим ученикам: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» (Иоан.XIV, 12). Иисус не явил ничего из того, что не свойственно было человеку изначально - Он лишь показал величие человека, как царя природы, открыл его истинное предназначение - служение Богу и людям.

В грехопадении же мы эти качества утратили. Страсти, рожденные в грехопадении, совершенно изменили душу и тело человека, сокрыв в ней эти качества - от них осталась лишь бессознательная память. Само слово: страсть, в котором так и слышится другое слово: старость, очень точно выражает суть происшедшего с человеком. У него в душе и в теле наступила старость, некое окостенение - остановка процесса развития этих качеств - и он, вместо врастания в жизнь вечную, устремился к смерти - в нем начались процессы стагнации и распада.

Все живое имеет свойство, вложенное в него Богом, удерживать жизнь, бороться за нее, преодолевая препятствия, возникающие на пути развития его становления. Если мы закатаем траву под асфальт, лишив её условий существования - мы увидим, что трава начнёт активную борьбу за жизнь, взламывая и пробивая асфальт. Вот это и есть самая существенная характеристика жизни - преодолевать то, что препятствует ей. И это свойство Бог дал всему живому.

В природе эта сила не имела возможности преодолевать барьер смерти. Человеку же Бог даровал «дыхание жизни» (Быт.,II,7), которое давало ему возможность врастать в жизнь вечную. Адам, по учению Святых Отцов, должен был обрести бессмертие. Но Адам не выполнил своего предназначения - и «дыхание жизни» в нем теряет это свойство перерастать в жизнь вечную. Человек утрачивает это, только ему свойственное качество. Он, растрачивая «дыхание жизни», как в притче о блудном сыне тот растрачивает отеческое наследство, как бы теряет человеческое достоинство, и в каком-то смысле уподобляется животным, как в той же притче сын уподобляется свиньям, едя с ними из одного корыта.

Сталкиваясь теперь с тем, что препятствовало его жизни - человек не имел уже достаточно сил, чтобы побеждать эти препятствия - страсти отнимали у него эту силу. Если Адам, памятуя о своей близости к Богу, имел этой силы еще достаточно для того, чтобы прожить 930 лет, то мы эту силу утратили почти совсем - срок нашей жизни стал ничтожно малым. Имея и так скудный запас, мы быстро истощаем и его, отдаваясь безоглядно страстям и не принося покаяния.

Если вспомнить жизнь святых, которые обретали пред Богом благодатные силы, преображая свое тело - то мы увидим, что жизнь их была полна препятствий. Там же, где этих препятствий было недостаточно - святые сами создавали их себе, неся аскетический и молитвенный подвиг.

Мы же немощны, мы не умеем и не хотим преодолевать препятствия - мы устремлены к комфорту - порой мы не хотим даже двигаться, не то, чтобы нести подвиги. Мы расслаблены и, если Бог по своему милосердию не скажет нам однажды: "Встань, возьми постель свою и иди в дом твой" (Мф.,IX,6), то есть не приведет нас к вере и не введет нас в дом наш, в дом Божий, - то мы так и покинем этот мир в расслаблении.

Однако, в бессознательной глубине души любого человека осталась все-таки память о том благодатном времени, когда человек был еще не падшим и обладал вот этими вышеописанными качествами. От Адама мы унаследовали не только первородный грех, но и вот эту память о том, что человеку открыты иные возможности познания и преодоления пространства и времени. И вот телевидение как раз и откликается на эту глубинную потребность человека быть иным. Человек впивается в телевизор, не понимая, что же его так притягивает к нему? Перемещаясь с героями фильмов и передач изо дня в день, из времени во время, из одного места в другое - он смутно осознает, что он также мог бы перемещаться, но только не иллюзорно, а реально. Но это припоминание находиться на такой неосознанной глубине, что его даже нельзя назвать сознанием. Однако не смотря на эту глубину, это, если так можно выразится, неосознанное сознание обладает некой подлинной силой, точнее остатком той силы, которую когда-то Господь вложил в человека. Вот эта подлинная, реальная сила и заставляет человека часами просиживать часами у телевизора. Бесконечный, безостановочный просмотр передач создает у человека иллюзию того, что он вышеупомянутые качества получил, что он их в процессе просмотра развивает.

Просиживая сутки напролет у телевизора, мы прожигаем жизнь - отдаем её диаволу, который забирает у нас то, что и так малой толикой отпущено нам Богом для нашего спасения. Но мы уходим из этой жизни опустошенными, не рожденными в жизнь вечную и засеянными духовными плевелами, которые диавол обильно вкореняет в нас через телевидение. Мы как зачарованные, вглядываемся в синюю лампу, ища в ней ответов на все жизненные вопросы, но лампа неспособна ответить нам на них по истине - она только символически изображает нам ответы.

Это настоящая магия, когда неживое вдруг делается живым, начинает двигаться, говорить, петь, улыбаться. Нам уже ставится ненужным наш подлинный, не иллюзорный мир - наша подлинная жизнь, потому что в ней трудно - в ней надо преодолевать препятствия. Мы сидим, уставившись в синюю лампу, любовно её потираем, переключая клавиши - и из неё вылетает невидимый услужливый джин, который исполняет все наши желания.

Вот это волшебство и привлекает нас. Здесь, при мерцающем свете этой волшебной лампы - легко. Лежа, как расслабленный на одре, мы можем, не вставая с постели, прожить то одну жизнь, то другую, то третью... - сколько успеем за день и за ночь. Мы можем преодолевать любые препятствия и выживать даже, если нам угрожают самые невероятные опасности. У нас возникает иллюзия, что мы сильны, здоровы, полны сил.

На самом же деле мы лежим на постели, как библейский расслабленный, и не имеем сил даже для того, чтобы встать с постели, не то, чтобы преодолевать препятствия. Но и эти последние силы, которые позволяют нам все-таки лежать на постели, а не в морге - мы с такою охотою и удовольствием отдаем диаволу, который, усмехаясь, что он так ловко нас обманул, ведет нас к смерти опустошенными.

Телевидение создает нам иллюзию полноценной, здоровой, чудесной и вечной жизни - у нас создается ощущение, что мы исполнили свое предназначение. В этом и состоит дьявольская уловка, - создавая такую иллюзию, он отводит нас от покаяния. В самом деле, зачем же каяться, если ты здоровый, сильный, вечный, если у тебя все есть, если ты все можешь? При таком ощущении не только покаяние не нужно, но и Бог не нужен. Таким лукавым образом телевидение отводит нас и от Бога. А без Бога становится невозможной нравственная жизнь, потому что, как сказал Достоевский, если Его нет, то все дозволено. Кроме того, чтобы совершить нравственный выбор - необходимы благодатные силы, а эти силы оказываются растраченными на пустяки, на просмотры видовых передач. Поэтому не так невинны эти пасторальные, умилительные видовые картинки, как кажутся они на первый взгляд - и это, как мы убедились, стоит в прямой связи с тем падением нравов и с той кровью, которые мы наблюдаем в ХХ-ом веке.

P.S. Я хотел бы, чтобы меня поняли и не истолковали превратно. Я, отнюдь не обскурант. Сам я не смотрю телевизор, но, скорее всего, потому, что у меня - его просто нет. Если бы он у меня был - я, наверное, смотрел бы его - во всяком случае, от просмотра информационных программ я бы не отказался. В информационном плане телевизор вещь нужная. Все это я написал не для того, чтобы завтра собрать все телевизоры, отнести их на свалку и закатать с помощью бульдозера в землю, а для того, чтобы мы отнеслись к тому, что мы делаем в жизни сознательно, чтобы мы понимали, что с нами происходит - и, исходя из этого понимания, могли бы поступать ответственно.

31.10.2007
иерей Владимир Соколов

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Наверх страницы