Храм Девяти Мучеников Кизических
Храм Девяти Мучеников Кизических

25 апреля 2017 года ушла из жизни скульптор Наталия Георгиевна Мотовилова

20130225 151805Наталия Георгиевна – представитель старшего поколения художников, работающих ныне в мастерской её отца, выдающегося русского скульптора Г.И.Мотовилова (1892-1963). Первым и главным её учителем был отец, Г.И.Мотовилов, классик русской скульптуры ХХ века, автор скульптурного оформления лучших станций московского метро: «Проспект мира», «Электрозаводская», «Смоленская», Октябрьская», «Комсомольская»; скульптурного оформления Волго-Донского канала, памятников А.Толстому в Москве, М.И.Кутузову в Смоленске, А.П. Чехову в Ялте, Н.А.Некрасову в Ярославле и др.

Отец всегда оставался для Наталии Георгиевны эталоном не только профессионального мастерства, но и бескомпромиссной требовательности в искусстве, мужества и высокой образованности (Мотовилов говорил на 4 языках, читал наизусть стихи и прозу).

От своего отца Н.Г.Мотовилова унаследовала в скульптуре монументальность композиционных и пространственных решений, конструктивную архитектоничность и древнеегипетскую весомость форм. Содержание образа выражается напрямую, через осязание объёма и пространства. Н.Г.Мотовилова творчески развивает пластическую 

20150224 163108традицию отца на более современном, даже актуальном уровне. Как в монументальных (например, фонтаны в гостинице «Россия» 1965, в Пицунде 1990, «Юность» в Махачкале 1990), так и в станковых работах, особенно в портретах: «Портрет М.Никонова» 1975, «Портрет лётчика-испытателя Анохина» 1982, «Портрет дочери» 1986) форма подвергается ещё более строгому лаконичному отбору, в результате чего достигается скульптурная весомость и ёмкая выразительность произведений. Не случайно скульптор стремилась осязать объём в совершенно разных, порой парадоксальных материалах: не только в бронзе, камне и керамике. Н.Г. Мотовилова открыла совершенно новый вид искусства – тканевую скульптуру, где декоративность скульптурных решений усиливается фактурой текстильного материала и мощным цветовым аккомпанементом.

Отдельного исследования заслуживает керамические серии Н.Г. Мотовиловой, начатые в 70-е годы прошлого века: «Театр», «Знаки Зодиака». Работам этих серий свойственна, как условная декоративность, так и монументальный, ёмкий символизм художественного языка. Благодаря этим редким качествам художественного видения и профессионального мастерства, камерные по размеру произведения приобретают значимость памятников и архитектурных обелисков.

1

Преемственность творчеству отца, переосмысление традиций древнеегипетской и античной скульптуры, помноженные на остроту собственного видения и пластический символизм, делают Н.Г.Мотовилову остросовременным художником, предвосхитившим как наше время, так и задачи изобразительного искусства ХХI века.

Отрадно, что династия, заложенная Георгием Ивановичем Мотовиловым и Наталией Георгиевной, продолжается прекрасными мастерами современного изобразительного искусства: Анастасией Мотовиловой, Ольгой Мотовиловой-Комовой и Марией Комовой – дочерями и внучкой Наталии Георгиевны. Им Наталия Георгиевна передала бережно, как Благодатный огонь, полученные от отца знания и принципы.

Память о Н.Г.Мотовиловой будет жить не только в наших сердцах - она материализована в её скульптуре и произведениях художников, которых она воспитала. Вечная Память.

Илья Комов, член-корреспондент Российской Академии Художеств.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Наверх страницы