Художник Константин Петров и его работы
Петров Константин Витальевич (1964). Окончил МГАХИ им. В.И.Сурикова. Член СХ России, МСХ. Вице-президент ТСХ России. Заслуженный художник РФ, действительный член РАХ, советник Президента РАХ, член президиума, доцент МГАХИ им. В.И.Сурикова и МГХПА имени С.Г.Строганова. Лауреат медали «200 лет МВД России». Награжден золотой и серебряной медалями РАХ и золотой медалью ТСХ России, орденом «Дружбы». С 2011г. преподаватель кафедры академической живописи МГХПА им. С.Г.Строганова. Живет и работает в Москве.
Атмосфера творчества окружала Константина Петрова с юных лет, судьбой была предначертана ему профессия художника. Его отец, блестящий график Виталий Натанович Петров-Камчатский привил сыну любовь к искусству, своим примером учил понимать и ценить красоту окружающего мира, терпеливо и ответственно относиться к своему делу. Природная одаренность, домашняя среда изначально создали предпосылки и условия выбора Константином своего жизненного кредо. Он успешно закончил обучение в Московском государственном академическом художественном институте имени Василия Ивановича Сурикова, получив основательную профессиональную подготовку. Затем он прошел стажировку в Германии, в Академии художеств в городе Карлсруэ и наконец, завершил учебу в творческих мастерских Российской академии художеств, стал членом Творческого Союза Художников России.
Константин Петров рано заявил о себе как самобытный мастер, обладающий собственным образным видением и изобразительным языком. Уже тогда сложились его эстетические предпочтения и выразительные особенности палитры. Он активно участвует в самых престижных художественных выставках, становится заметной фигурой в творческой среде.
Несколько лет Константин Петров провел в Испании, где также многому научился. Здесь расширился его кругозор, появилась большая свобода самовыражения, работы художника начали приобретать коллекционеры, галеристы и музеи, устраиваются персональные выставки произведений молодого мастера. Европейский опыт, обретенный им в Германии и Испании позволяет ему, не отрываясь от традиций национальной художественной школы, более строго и избирательно относиться к своей творческой работе. Он пробует себя в разных техниках, видах жанрах искусства, отдавая предпочтение станковым формам, уникальной графики и живописи. Излюбленными материалами художника являются акварель и пастель, в которых он чувствует себя наиболее раскрепощенно, легко и свободно. Определяются жанровые приоритеты, — пейзаж и натюрморт, хотя он своеобразно и ярко заявляет о себе и в портрете, о чем свидетельствуют :ихологические, острые работы в этом жанре, такие как «Портрет отца» (2005), «Художник и модель» (2006), «Николай» (2003).
Он много ездит по стране, путешествует за рубежом, постоянно оттачивая профессиональное мастерство, обогащая зорчество новыми, порой, неожиданными впечатлениями, открытиями, образами. В его искусстве появляется особая стильность, оторая проявляется в легкости, определенной эмоциональной искренности, что проявилось и в пейзажах, и в жанровых мотивах оследнихлет. Акварели Константина Петрова обладают некой романтической призрачностью, при всей узнаваемости конкретных мест, где они были написаны.
Работам в этой технике свойственна особая прозрачность с налетом сфуматто, придающим им дивительную эмоциональную интонацию и музыкальность. Полифония звучания здесь в них рождается, не благодаря некой многокрасочности, а вопреки ее, за счет, возможно, спонтанного варьирования умышленно ограниченным диапазоном трех; етырех цветов, их тональных отношений. Наиболее эта особенность палитры Константина Петрова заметна в натюрмортах, выдающийся историк и теоретик искусства Борис Робертович Виппер писал в своем раннем труде: «... в наше время и жанр, и портрет, и пейзаж стали понимать натюрмортно, натюрморт превратился в особое мироощущение». И вот это «особое мироощущение», мировосприятие пришло в творчество Петрова. Конечно, оно появилось неслучайно, возникло не беспочвенно. Очевидно, ему предшествовало интуитивное постижение уроков старых европейских мастеров, «малых голландцев», Сурбарана, Шардена... На первый взгляд, натюрморты Константина Петрова довольно немногословны, скромны по предметному ряду, даже абстрагированы, но в них есть резкая притягательность и молчаливая, созерцательная содержательность и в этом тоже проваляется уже подчеркнутая «стильность», которая отличает, делает оригинальным искусство Константина Петрова.
Каждая серьезная работа достойного художника предполагает отдельное ее рассмотрение и анализ, однако небольшой, в силу специфики, вступительный текст не позволяет его автору подробно останавливаться на отдельных произведениях художника, тоскольку здесь стояла иная задача, попытаться ввести зрителя — читателя в многоликий, сложный мир образов, созданных мастером. Вместе с тем, позволим себе обратить внимание не некоторые, на наш взгляд, наиболее ёмкие по образной драматургии, композиционной остроте, эмоционально-колористической цельности и одухотворенности произведения Константина Петрова, — это натюрморты, в том числе — «Стекло», «Полка», «Чайники», написанные пастелью, акварельные сюиты, выполненные в Испании, в Братиславе, в Словакии, пейзажные мотивы Москвы, Переяславля Залесского, и, конечно же, новые работы, созданные на берегах реки Пехорки.
Эмоциональность и наблюдательность, профессиональная культура и неподдельное чувство погружения в реальный и таинственный, в ограниченный и бесконечный мир, во многом рожденный в воображении художника по собственному образу и подобию, позволяет говорить о творчестве действительного члена Российской академии художеств, заслуженного художника Российской Федерации, вице-президента Творческого Союза Художников России Константина Витальевича Петрова как о неординарном явлении на горизонте современного отечественного изобразительного искусства, оно заслуживает памяти его замечательного отца и подобно вольному ветру и созвучно необузданной, незаурядной и целеустремленной натуре художника.
Александр Рожин, искусствовед