Исповедь
О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДИ)
Покаяние – это Таинство, в котором верующий, при устном исповедании перед Священником своих прегрешений, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом. Святые отцы Таинство покаяния (исповеди) называют «вторым крещением». В нем к нам возвращается та благодать и чистота, которые были даны новокрещенному и оказались утрачены им через грехи.
Таинство исповеди есть великая милость Божия к слабому и склонному к падению человечеству, оно есть доступное всем средство, ведущее к спасению души, постоянно впадающей в прегрешения.
В течение всей нашей жизни наша духовная одежда непрестанно покрывается пятнами греха. Их можно заметить лишь тогда, когда одежда бела, т.е. очищена покаянием. На темной от греховной грязи одежде нераскаянного грешника пятна новых и отдельных грехов не могут быть заметны. Поэтому нельзя откладывать покаяние и давать сплошь замарываться нашей духовной одежде: это ведет к притуплению совести и к духовной смерти.
К Таинству исповеди нужно приступать как можно чаще, желательно хотя бы раз в неделю.
Один подвижник благочестия образно уподобил грехи... кирпичам. Он говорил так: «Чем больше нераскаянных грехов на совести у человека, тем толще стена между ним и Богом, составленная из этих кирпичей – грехов. Стена может стать настолько толстой, что животворящая благодать Божия перестает достигать человека, и тогда он испытывает на себе душевные и телесные последствия грехов. К душевным последствиям относятся нелюбовь к отдельным людям или обществу в целом, повышенная раздражительность, гневливость и нервозность, страхи, приступы озлобления, депрессия, развитие в личности пагубных пристрастий, уныние, тоска и отчаяние, в крайних формах порой переходящее в тягу к самоубийству. Это вовсе не невроз. Так действует грех.
К телесным последствиям относятся болезни. Почти все заболевания взрослого человека, явно или неявно, связаны с прежде содеянными им грехами.
Так вот, в Таинстве Исповеди совершается великое чудо милости Божией к согрешившему. После чистосердечного раскаяния во грехах пред Богом в присутствии священнослужителя как свидетеля покаяния, при чтении священником разрешительной молитвы, сам Господь Своею всесильною десницей разбивает стену из грехов-кирпичей в пыль, и рушится преграда между Богом и человеком».
Приходя на исповедь, мы каемся не перед священником. Священник, будучи сам человеком грешным, есть только свидетель, посредник в Таинстве, а истинным Тайносовершителем является Господь Бог. Тогда зачем исповедоваться в церкви? Не проще ли покаяться дома наедине пред Господом, ведь Он везде нас слышит? Да, действительно, личное покаяние до исповеди, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению в содеянном, необходимо. Но само по себе оно не является исчерпывающим.
Окончательное примирение с Богом, очищение от греха совершается в рамках Таинства Исповеди непременно при посредничестве иерея. Такая форма Таинства установлена самим Господом Иисусом Христом. Явившись апостолам по своем преславном Воскресении, Он, дунув, сказал им: «... примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23). Апостолам, столпам древней Церкви, дана была власть снимать с сердец людей покрывало греха. От них эта власть перешла к их преемникам – церковным предстоятелям – епископам и священникам. Как не может человек крестить сам себя, так не может совершить над собой и «второе крещение» – Таинство Покаяния.
Кроме того, важен моральный аспект исповеди. Несложно перечислить свои грехи наедине перед Всезнающим и Невидимым Богом. А, вот, открытие их в присутствии стороннего лица – священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, требует распятия своей греховности, что приводит к несравненно более глубокому и серьезному осознанию личной неправоты.
Может быть, некоторые кающиеся в серьезных грехах на исповеди священнику думают, что последний будет с неприязнью к ним относиться, узнав их грехи. Но это не так. «Мил, дорог и как бы родной делается пастырю кающийся искренно грешник», – свидетельствует архиепископ Арсений (Чудовской). А отец Александр Ельчанинов так пишет об этом: «Почему духовнику не противен грешник, как бы ни были отвратительны его грехи? – Потому что в Таинстве покаяния священник созерцает полное разделение грешника и его греха».
КАК СЛЕДУЕТ ИСПОВЕДОВАТЬСЯ
На исповеди ничего нельзя скрывать – от Бога нам все равно не утаить своих дел и мыслей. Исповедь – это суд над собой. Если человек сам себя осудит, то Бог его простит. А если он сам себя простит, то Бог его осудит.
Поскольку только через разрешение священника грех окончательно изглаживается из нашей «книги Жизни», то, чтобы не подводила нас наша память в этом самом важном из дел нашей жизни, необходимо записывать наши грехи. Этой же запиской можно пользоваться на исповеди. «А о тех грехах, которых ты, при всем своем желании не можешь вспомнить, – пишет архиепископ Арсений (Чудовской),– не беспокойся, что они тебе не простятся. Ты только имей искреннюю решимость во всем покаяться и со слезами проси Господа простить тебе все твои грехи, которые помнишь и которые не помнишь».
Подойдя к священнику, не нужно ждать вопросов, надо самому сделать усилие; исповедь есть подвиг и самопринуждение. Говорить надо точно, не затемняя неприглядность греха общими выражениями (например, «грешен против 7-й заповеди»). Самое главное на исповеди, по словам Старца иеросхимонаха Сампсона (Сиверса) – «себя обесславить».
Часто бывает, что какая-нибудь старушка подойдет к батюшке и скажет: «Грешна во всем». Это не исповедь! Надо обязательно назвать свои грехи. И что значит «во всем»? Разве эта старушка пьет, курит и грабит людей на улице?
Если человека посещают хульные помыслы (мысленная хула на Бога, Церковь, Святые Таинства), то о конкретном их содержании говорить на исповеди не нужно.
Старец о. Алексий Мечев не допускал исповедника описывать подробности плотских (блудных) грехов и касаться других лиц и их поступков. Виновным можно было считать у него только себя. Рассказывая о ссорах, можно было говорить только то, что говорил сам (без смягчения и оправданий) и не касаться того, что отвечали тебе. Он требовал, чтобы других оправдывали, а себя обвиняли, даже если и не было твоей вины. Раз поссорились, значит виноват ты. Попытки объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», ссылки на третьих лиц, введших нас в грех, – все это признаки самолюбия, самооправдания, отсутствия глубокого покаяния, признаки продолжающегося коснения во грехе.
Однажды исповеданные грехи более уже не повторяются на исповеди, они уже прощены. Но это не значит, что христианин может совершенно выкинуть из своей памяти наиболее серьезные из своих жизненных грехов. Греховная рана на теле души залечена, но рубец от греха остается навсегда, и это должен помнить христианин и глубоко смиряться, оплакивая свои греховные падения. «Хотя грехи прощены, – говорит старец Силуан,– но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение». Здесь следует, однако, предупредить, что воспоминание о своих грехах может быть различным и в некоторых случаях (при плотских грехах) может даже вредить христианину. Об этом так пишет преп. Варсонофий Великий : «Воспоминание же грехов разумею не каждого порознь, чтобы иногда и через их припоминание враг не ввел нас в то же пленение, но достаточно лишь вспомнить, что мы виноваты во грехах».
При исповедании своих грехов или при спрашивании у духовника совета очень важно улавливать его первое слово. Старец Силуан дает такие указания по этому поводу: «В немногих словах исповедник говорит свой помысл или о своем состоянии самое существенное и затем оставляет духовника свободным. Духовник, молясь с первого момента беседы, ждет вразумления от Бога, и если чувствует в душе «извещение», то дает такой ответ, на котором и следует остановиться, потому что когда упущено «первое слово» духовника, то вместе с тем ослабляется действенность Таинства, и исповедь может превратиться в простое человеческое обсуждение».
КАК ГОТОВИТЬСЯ К ИСПОВЕДИ
Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят множественности своих грехов. «Ничего особенного», «как у всех», «только мелкие грехи – не украл, не убил»,– таково обычно начало исповеди у многих.
А самолюбие, неперенесение укоров, черствость, человекоугодие, слабость веры и любви, малодушие, духовная леность –.разве это не важные грехи? Разве мы можем утверждать, что достаточно любим Бога, что вера наша действенна и горяча? Что каждого человека мы любим, как брата во Христе? Что мы достигли кротости, безгневия, смирения?
Если же нет, то в чем заключается наше христианство? Чем объяснить нашу самоуверенность на исповеди, как не «окаменелым нечувствием», как не «мертвостью» сердечной, душевной смертью, телесную предваряющей?
Почему Святые Отцы, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников и с искренней убежденностью взывали к Иисусу Сладчайшему: «Никто не согрешил на земле от сотворения мира, как согрешил я – окаянный и блудный», а мы убеждены, что у нас все благополучно.
Чем ярче свет Христов озаряет сердца, тем яснее сознаются все недо¬статки, язвы и раны. И, наоборот, люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце: а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнить.
Поэтому прямой путь к познанию своих грехов, это – приближение к Свету и молитва об этом Свете. А пока нет такой близости ко Христу, при которой покаянное чувство является нашим обычным состоянием, надо, готовясь к исповеди, проверять свою совесть – по заповедям, по некоторым молитвам (например, 3-я вечерняя, 4-я перед Св. Причащением), по некоторым местам Евангелия и Посланий (например, Мф. 5, Рим. 12 , Еф. 4, Иак. 3).
Разбираясь в своей душе, надо постараться различать основные грехи от производных, симптомы – от более глубоко лежащих причин. Например, очень важны – рассеянность на молитве, дремота и невнимание в церкви, отсутствие интереса к чтению Священного Писания. Но не происходят ли эти грехи от маловерия и слабой любви к Богу? Нужно отметить в себе своеволие, непослушание, самооправдание, нетерпение укоров, неуступчивость, упрямство; но еще важнее открыть их связь с самолюбием и гордостью.
Если мы замечаем в себе стремление к обществу, словоохотливость, смехословие, усиленную заботу о своей наружности и не только своей, но своих близких, то надо внимательно исследовать, не является ли это формой «многообразного тщеславия».
Если мы слишком принимаем к сердцу житейские неудачи, тяжело переносим разлуку, неутешно скорбим об отошедших, то кроме силы и глубины наших чувств, не свидетельствует ли все это также о неверии в Промысел Божий?
Есть еще одно вспомогательное средство, ведущее нас к познанию своих грехов – вспоминать, в чем обычно обвиняют нас другие люди, враги наши, а особенно бок о бок с нами живущие, близкие: почти всегда их обвинения, укоры, нападки имеют основания. Можно даже, победив самолюбие, прямо спросить их об этом – со стороны виднее.
Необходимо еще перед исповедью просить прощения у всех, перед кем виновен, идти к исповеди с неотягощенной совестью.
При таком испытании сердца нужно следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца; ставши на этот путь, можно потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах.
КАК СОВЕРШАЕТСЯ ИСПОВЕДЬ В ХРАМЕ
Сначала священник выносит из алтаря Крест и Евангелие и кладет их на аналой. Это знак присутствия Божия. Покаяние принимает Сам Господь, а священник — только свидетель.
Затем читаются особые молитвы, в которых священник просит Бога, чтобы Он помог грешникам покаяться и простил им грехи. После этого исповедники по одному подходят к священнику и каются перед Богом в своих грехах.
Когда кающийся заканчивает свою исповедь, он обычно опускается на колени, и священник накрывает его склоненную голову епитрахилью. Епитрахиль – это часть священнического облачения, широкая двойная лента, которая символизирует благодать Божию. При этом священник молится о том, чтобы Господь простил грешника и принял его в Свою Церковь, от которой, по действию греха, он был отлучен. В конце молитвы священник творит крестное знамение на голове кающегося.
Потом надо поцеловать Крест и Евангелие в знак верности Христу и Его Церкви.
Так начинается для того, кто искренне покаялся, новая жизнь. Бог простил его, очистил и сделал членом Церкви – Своего народа. Но в полной мере соединение со Христом и Святой Церковью совершается в таинстве Евхаристии (Святого Причащения).
После исповеди священник благословляет прощенного грешника и говорит, можно ли ему причаститься Святых Христовых Тайн.
ВОПРОСЫ В ПОМОЩЬ КАЮЩЕМУСЯ
Это список вопросов, которые человек, готовящийся к исповеди, должен задать самому себе. Надо быть очень внимательным: здесь нет ничего несущественного. Надо спрашивать себя строго и отвечать откровенно, не пытаясь обмануть или успокоить свою совесть. Себя-то человек может обмануть, но Бог знает всю правду. Кто хочет очиститься от греха и начать новую жизнь, тот пусть тщательно исследует свою душу и постарается выявить все язвы, болячки и царапины. Это нужно для того, чтобы на исповеди вы могли указать на них Целителю-Богу. Будьте внимательны, чтобы вам не отойти, не получив исцеления.
– Веруешь ли ты в Бога.
– Любишь ли ты Бога всем сердцем.
– Молишься ли ты Богу каждый день.
– Не отрекался ли ты от Бога.
– Не отступал ли от православной веры: не уклонялся ли в ереси, не обращался ли к иным религиям, сектам и т.д.
– Не хулишь ли Бога.
– Заботишься ли о спасении своей души, осознаешь ли себя грешником, часто ли исповедуешься.
– Носишь ли крест на груди.
– Ходишь ли в церковь в воскресные дни и праздники.
– Причащаешься ли Святых Христовых Тайн.
– Ведешь ли себя в храме подобающим образом: не отвлекаешься ли, не разговариваешь ли и т.д.
– Читаешь ли Евангелие.
– Соблюдаешь ли посты.
– Заботишься ли о том, чтобы побольше узнать о Боге, о Церкви.
– Не нарушаешь ли данных тобой обетов.
– Относишься ли с благоговением к святыням.
– Не поминаешь ли имени Божия напрасно: в пустых речах, шутках, божбе.
– Любишь ли ближнего как самого себя.
– Не осуждаешь ли других людей.
– Помогаешь ли ближнему.
– Посещаешь ли больных.
– Подаешь ли милостыню.
– Не делаешь ли добрых дел напоказ.
– Не живешь ли чужим трудом, пребывая в лености.
– Почитаешь ли старших, родителей.
– Жена, слушаешься ли ты своего мужа.
– Муж, не обижаешь ли ты свою жену.
– Не имеешь ли с кем-то вражды.
– Не раздражаешь ли кого-нибудь своим дерзким поведением, необдуманными речами, неуместными шутками.
– Не обижаешь ли кого-нибудь.
– Не проклинаешь ли детей, близких.
– Не гневаешься ли.
– Не обижаешься ли.
– Не раздражаешься ли.
– Не воздаешь ли злом за зло.
– Не упрекаешь ли кого-либо.
– Не издеваешься ли над слабым и беспомощным.
– Любишь ли врагов своих, прощаешь ли ближнему грехи, молишься ли за тех, кто причиняет тебе зло.
– Воспитываешь ли детей в Боге: водишь ли их в храм к исповеди и Причастию; учишь ли их молиться, учишь ли их Закону Божию, читаешь ли с ними Евангелие.
– Молишься ли о своих близких, родственниках, наставниках и других людях, живых и усопших.
– Не живешь ли с кем-то без брака.
– Не изменяешь ли мужу (жене).
– Не делаешь ли абортов, не даешь ли советов сделать аборт.
– Не пользуешься ли какими-нибудь средствами против зачатия ребенка.
– Не оскверняешь ли себя блудными прикосновениями, не участвуешь ли в иных телесных извращениях.
– Не читаешь ли непристойную литературу, не смотришь ли «эротических» фильмов, журналов и т.п.
– Не поешь ли непристойных песен.
– Не сквернословишь ли, не рассказываешь ли непристойных анекдотов.
– Не участвуешь ли в непристойных танцах.
– Не обольщаешь ли кого-либо нескромным поведением и одеждой.
– Не пьянствуешь ли, не куришь ли, не употребляешь ли наркотиков и т.п. средств.
– Не имеешь ли иных вредных привычек.
– Не играешь ли в карты и иные азартные игры.
– Не гадаешь ли на картах или по руке, или иным способом.
– Не веришь ли в приметы.
– Не обращаешься ли за помощью к колдунам, гадалкам, «бабкам», экстрасенсам, «народным целителям», астрологам, гипнотизерам и иным служителям сатаны.
– Не занимаешься ли сам каким-нибудь колдовством: белой и черной магией, гипнозом, спиритизмом, заговорами, экстрасенсорным лечением и т.п.
– Не гордишься ли.
– Не тщеславишься ли.
– Не превозносишься ли перед другими своими дарованиями.
– Не завидуешь ли.
– Не крадешь ли, не берешь ли казенного.
– Не лжешь ли, не лжесвидетельствуешь ли.
– Не лицемеришь ли.
– Не ленишься ли, исполняешь ли свою работу добросовестно.
– Не мечтаешь ли попусту, не читаешь ли пустых книжек, не тратишь ли зря время свое и чужое.
– Употребляешь ли талант или способности, данные тебе от Бога, для труда во славу Божию.
– Не имеешь ли пристрастия к деньгам, к роскоши, вещам.
– Не объедаешься ли.
– Не празднословишь ли.
– Не убиваешь ли напрасно животных.
– Несешь ли терпеливо свой крест и скорби, которые Господь посылает тебе за грехи и для твоего исправления.
– Не ропщешь ли на Бога.