Святое Причастие
Причащение есть таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в жизнь вечную.
Cвятитель Филарет (Дроздов)
Таинство Причащения или Евхаристия (в переводе с греческого – «благодарение») занимает главное – центральное – место в церковном богослужебном круге и в жизни Православной Церкви. Православными людьми нас делает не ношение нательного креста и даже не то, что над нами когда-то было совершено святое крещение (тем более что в наше время это не является особым подвигом; сейчас, слава Богу, можно свободно исповедовать свою веру), но православными христианами мы становимся, когда начинаем жить во Христе и участвовать в жизни Церкви, в ее таинствах.
В нашем храме литургии служат ежедневно, соответственно ежедневно возможно и Причащение Святых Христовых Таин.
Все семь таинств имеют Божественное, а не человеческое установление и упоминаются в Священном Писании. Таинство Причащения впервые совершено Господом нашим Иисусом Христом.
Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (Евангелие от Иоанна 6:5). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия. В Таинстве Плоти и Крови Господних происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю.
Евхаристия еще потому является самым главным из семи таинств, что изображает жертву Христову. Господь Иисус Христос принес за нас жертву на Голгофе. Он совершил ее единожды, пострадав за грехи мира, воскрес и вознесся на небо, где воссел одесную Бога-Отца. Жертва Христова была принесена один раз и более уже повторяться не будет.
Таинство Причащения есть величайшее чудо на земле, которое совершается постоянно. Как некогда невместимый Бог сошел на землю и обитал среди людей, так и сейчас вся полнота Божества вмещается в святые дары, и мы можем причащаться этой величайшей благодати. Ведь Господь сказал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28: 20).
Святые дары – это огонь, пожигающий всякий грех и всякую скверну, если человек причащается достойно. И нам, приступая к причащению, нужно делать это с благоговением и трепетом, осознавая свою немощь и недостоинство. «Хотя ясти (вкушать), человече, Тело Владычне, страхом приступи, да не опалишися: огнь бо есть», – говорится в молитвах ко Святому Причащению.
Желающий причаститься должен подготовиться к этому Таинству соединения человека с Богом. Подготовка касается как телесной, так и духовной жизни человека. Телу предписывается ограничение в пище (пост) и воздержание от супружеских отношений. В дни поста исключается пища животного происхождения — мясные и молочные продукты и, при строгом посте, рыба. Хлеб, овощи, фрукты, растительная пища употребляются в умеренном количестве. Ум не должен рассеиваться по мелочам житейским и развлекаться (речь идет о телевизоре, компьютерных играх, развлекательной музыке и т.п.).
Продолжительность подготовки определяется благословением священника.
Необходимо примириться с тем, с кем находишься в ссоре. Простить обиды.
Накануне Святого Причастия нужно прочитать дома канон покаянный Господу, канон Богородице и канон Ангелу Хранителю, а также Последование к Святому Причащению. Вполне возможно, что впервые готовясь к Причастию, прочесть все предписываемое правило окажеся затруднительным, однако постарайтесь сделать как можно больше из того, что окажется Вам по силам. Например, каноны можно прочитывать не в один день, а каждый день - по одному. После полуночи уже не едят и не пьют — к Святому Причастию приступают натощак.
Перед Причастием необходимо быть на вечернем богослужении, где проводится исповедь, а также прийти к литургии без опоздания. Утром, во время литургии, исповедуют, как правило, лишь детей, кормящих или многодетных мам, престарелых или больных людей.
После Причастия следует стремиться быть в трезвении, воздержании и немногословии. Совместно в храме или по молитвослову необходимо прочитать благодарственные молитвы. В день после Причастия следует воздержаться от супружеских отношений.
Если по состоянию здоровья вы практически не можете поститься (болезнь, беременность, кормление грудью) или по уважительным причинам не можете быть на вечернем богослужении, или прочитать все положенные молитвы (например, Вы – мама с маленькими детьми или больной, которому прописана строгая диета), это не должно быть для вас препятствием к Причастию, но об этих обстоятельствах необходимо сообщить на исповеди священнику.