Святитель Николай Японский в воспоминаниях современников
Редактор: Судник Т. М.
Издательство: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2012 г. - 528 с.
«Когда я ехал туда, я много мечтал о своей Японии. Она рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом веры в руках – с крестом. Вот, пронесется в ее тьме весть о Христе, и все обновится. Приехал, смотрю, – моя невеста спит самым прозаическим сном и даже совершенно не думает обо мне,» – вспоминал полвека спустя архиепископ Николай (Касаткин) о том, как двадцатичетырехлетним монахом, покинув село Береза Бельского уезда, начал миссионерское служение в далекой стране.
«Невеста», надо заметить, не просто спала, она, проснувшись, чуть его не убила: в середине ХIХ века японцы воспринимали христиан как захватчиков, а проповедников карали смертной казнью. В России 60-х годов японского миссионера воспринимали как опасного чудака, а в Японии отец Николай был так ужасающе одинок, что эта тема нитью прошивает его дневники: православная миссия не имела ни храмов, ни богослужебных текстов, ни прихожан, ни средств. Через полвека архиепископ Николай считался самой популярной личностью в Японии после императора, в его честь токийский кафедральный собор называли Николай-До, православная миссия насчитывала десятки тысяч человек, ряд приходов, семинарий и школ – ЧУДО.
Однако, в чудных плодах апостольского служения архиепископа Николая Японского, прослеживаются и артикулированы в записях принципы миссионерской работы. Миссия святителя Николая - удивительный пример плодотворной работы в столь безнадежной ситуации, что все наши проблемы взаимопонимания и популяризации идей представляются шуточными, поэтому даже в коротком тексте имеет смысл уделить внимание его миссионерским принципам:
1. глубокое знакомство с культурой того мира, куда направляется миссионер. От святителя эта задача потребовала не только усердия, но и храбрости: чего стоят хотя бы попытки выдворить его из школы японского языка под угрозой побоев. Однако, в числе свершений святителя Николая числится не только глубокое этнографическое исследование Японии, но главное - перевод на японский язык Священного Писания.
2. полный отказ от политики. Вторжение в Японию иезуитов и завоевателей из католических стран, которые обманывали людей, грабили, насилывали и похищали в рабство, привело к тому, что в 1538 году был издан указ об изгнании иностранцев и запрете на распространение христианства. Доверие вернула взвешенная позиция святителя Николая во время русско-японской войны, которая заслужила не только благодарность японцев, но и высокую оценку нашего царя Николая. Святитель Николай, единственный из русских представителей, остался в Японии, благословил прихожан молиться «за други своя» - за победу японской армии, но сам на время войны отказался участвовать в публичных богослужениях.
3. искренность и открытость. Отказ от фальши и дешевых фокусов, которыми на века испугали японцев католические миссионеры. Святитель Николай уверен, что скромность и простота убедительней ярких аттракционов.
4. внешняя лояльность к традиционным религиям, терпимое отношение к инославию. Достаточно беглого знакомства с дневниками святителя, чтобы эту лояльность не перепутать с эйкуменизмом.
5. внимание не столько к количеству, но к качеству обращенных. Это удивительный момент. Плача и стеная от одиночества в дневниках, всем сердцем чая поделиться с кем-либо истинами нашей веры, святитель Николай годами (!) откладывает крещение своих духовных чад, вновь и вновь испытывая их верность и твердость. За первые четыре года апостольского служения святитель не крестил ни одного человека.
Первым его крестником, а затем и катехизатором, стал учитель фехтования, который давал уроки русскому послу и периодически сталкивался в коридоре с его квартирантом отцом Николаем (Касаткиным). Знакомство началось в традиционных оскорблений и угроз, которыми заморская «невеста» неустанно «баловала» юного уроженца русского села Береза.
Угрозами дело, похоже, не ограничивалось. Скульптор Анастасия Мотовилова считает, что жители «страны восходящего солнца» скорее всего неоднократно переходили от слов к делу и святителю Николаю приходилось защищаться. Об этом свидетельствует не только его черный пояс по восточным единоборствам, но и красноречивая форма носа, о которой Настя знает не понаслышке – ей довелось лепить его в пластилине, прежде чем памятник святителю Николаю японскому был изваян в камне.
Белый памятник в городе Белом, перед зданием бывшей семинарии, куда Николай Касаткин ходил пешком за десять верст из родной Березы. Памятник установили в 2013 году, но его знает весь город. Благодаря памятнику горожане постепенно узнают и о миссионерском служении святителя Николая – Слава Богу!
Сопровождая в Белый прихожанку нашего храма Анастасию Мотовилову и нам довелось, прикоснуться к великой истории.
Святой равноапостольный Николай Японский, моли Бога о нас!
Евдокия Фомина