Демографическая проблема как проблема мировоззрения
иерей Владимир Соколов
Чтобы приблизиться к существу обсуждаемой нами проблемы демографии необходимо зафиксировать, что эта проблема является только частью другой, более глобальной проблемы. Все специалисты, наблюдающие за жизнью общества, приходят к согласному выводу, что мировое сообщество испытывает системный кризис. Но системный кризис предполагает наличие какой-то системной ошибки, положенной в основание жизни. В чем эта ошибка заключается?
Святейший Патриарх Кирилл недавно впервые выступил с развернутой речью перед Парламентом. Обращаясь к Парламенту, Патриарх сказал, что экономика и политика, которым так много внимания и времени уделяют сегодня в обществе, являются лишь надстройской над фундаментом. А подлинным фундаментом общественной жизни являются непреходящие нравственные и культурные ценности. Среди ценностей первой Он назвал – веру. Если вдуматься в эти слова Патриарха, то, образно говоря, эти слова можно истолковать, как предложение стать в устройстве общественной жизни с головы на ноги. Но тогда все то, что является следствием этого стояния на голове – исчезнет само собой, ввиду правильного устроении общественной жизни на фундаменте, а не на надстройке.
Согласитесь, здесь мы обсуждаем те проблемы, которые являются и медицинскими, и общественными патологиями, но мы не обсуждаем правильный образ общественной и личной жизни. А правильный образ жизни дан Законом Божиим. Пятая заповедь из этого закона гласит: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Исх.21,17) Мы, ведь, никогда не связываем свое здоровье и социальное благополучие с почитанием родителей. Однако там, где такое почитание сохраняется, как, например, у кавказских народов – мы наблюдаем и стабильное общество, и долголетие, и большие многодетные семьи. Демографическая проблема в таких традиционных обществах не возникает. Да и у нас в России крестьянские семьи были всегда многодетные. Мой отец и мать родились в многодетной крестьянской семье. У меня 24 двоюродных брата, а сестер еще больше. Христианские семьи традиционно многодетные, потому что женщина в христианстве религиозно мотивирована на рождение детей. «Жена спасается через чадородие» (1Тим.2,15) - говорит апостол Павел. Она рождает детей не для того, чтобы они паслись на полях этого мира, а для того, чтобы они духовно родились и созрели для новой, преображенной Вечной жизни.
Если же жизнь человека мотивирована на короткий период земной жизни, заканчивающийся смертью и небытием, то и рождение детей – становится рождением их на смерть, но эта мысль не приходит нам в голову, потому что мы вообще не привыкли продумывать мысль до логического конца. Религиозная же мотивировка рождения детей активна, потому что она ориентирована не просто на рождение детей, но главным образом на их воспитание.
Человек становится человеком в культурной среде, примеры детей-маугли свидетельствуют об этом, ибо в иной среде человек становится подобным животному. Поэтому очень важно: в какой именно культурной среде возрастает человек? Каковы идеалы этой культурной среды? Как в этой культурной среде понимается смысл и цель жизни человека? Если идеалы культурной среды сводятся к потреблению, комфорту, эгоистическому самоутверждению, то такая среда неправильно формирует человека – он становится активным разрушителем окружающего мира и, в том числе, и самого себя. Греховная жизнь, как сказано в восемнадцатой главе книги Левит, приводит к тому, что сама природа защищается от такого греховного насильственного воздействия человека - и с себя земля свергает человека (Лев.18,28).
Возникает естественный вопрос: «А как же создать такую благоприятную культурную среду, в которой человек мог бы сформироваться не как потребитель и хищник, разоряющий эту среду, а как возделыватель и создатель этой среды»? Ну, если мы увидели демографическую проблему не только, как проблему воспроизводства, но и как проблему воспитания, - то необходимо рассмотреть существо самого воспитания и образования. В обществе, где сохранятся традиционные ценности, демографическая проблема, как мы выяснили, не возникает. В Православии образование понималось как выявление в человеке образа Божия – и возрастание в этом качестве. Монастырь был тем университетом жизни, в котором человек обучался этой духовной науке. Поэтому вся общественная жизнь формировалась вокруг монастыря. Сегодня такими университетами и институтами являются – детский сад, школа, высшая школа. Какое же мировоззрение усваиваем мы в этих образовательных институтах? С советских времен мало, что изменилось – нам дают позитивистскую, материалистическую картину мира, где живая материя возникла случайно из первичного бульона – и путем эволюции из возникшей таким путем одной живой клетки образовались сложные живые организмы. Однако уже сама наука опровергла эту, так называемую, «теорию». Ибо генетики доказали, что живая клетка в одиночестве возникнуть не может, что жизнь может существовать только в биоценозе, то есть совокупности живых организмов. И тут возникает вопрос; «Как же она могла возникнуть в такой совокупности сразу? Кто же ее создал в такой целостности? Мы как заклинание произносим слово эволюция, не понимая самого значения этого слова - а эволюция в смысловом значении - это разворачивание плана. Спрашивается: "А кто же сотавил этот план, кто его осуществляет"?
Однако те же генетики доказали, что гены сохраняют видовые признаки организма – изменения в нем невозможны, вернее, возможны, но только в виде патологий, то есть доказали, что эволюционные видовые изменения невозможны. Подсчитали и вероятность такого случайного возникновения живой клетки – она оказалась невероятной 10^(– 1000000000000). И когда эти подсчеты предъявили ученым и спросили их: «Почему же они не производили таких подсчетов»? Они ответили странно с точки зрения науки, но вполне объяснимо с точки зрения религии: «Мы верили в это»! (оказывается, наша материалистическая картина мира является предметом веры, а что же тогда такая научная картина мира – не атрибут ли религии материализма?). Так называемые, «переходные виды» оказались историческим и научным анекдотом. Давно разоблачены подделки и ошибки в отождествлении артефактов. Однако до сих пор в учебниках по биологии рассказывают нам, как жизнь возникла из первичного бульона, показывают давно раскритикованные Геккелевские картинки формирования человеческого зародыша и картинки, иллюстрирующие «теорию» Дарвина. Кстати, эта теория, теорией не является по научному определению теории. И вот такое образование формирует в нас и определенный образ человека – человек животное, и к тому же обреченное на смерть и небытие. Это и порождает системную ошибку в мировоззрении. А ошибочное мировоззрение приводит к системному кризису, в том числе и в области демографии.
Интересно, что и в науке произошла переоценка ценностей – ученые признаются, что Библией они пользуются как аксиоматическим материалом для своих исследований. В Библии написано «Вначале было слово» (Ин.1,1). Наш ученый Виктор Дмитриевич Плыкин теоретически доказал и экспериментально подтвердил, что информация первична по отношению к материи. Но Святые Отцы, такие как Иоанн Дамаскин и Максим Исповедник утверждали, что материя вторична по отношению к логосам, иначе говоря, идеям или информации. А наш ученый Нажип Валитов доказал, что информация распространяется мгновенно по всей бесконечной вселенной. Эксперимент, проделанный на современном коллайдере, подтвердил, что некоторые частицы распространяются со скоростью выше скорости света. Шотландский физик Джон Белл разработал особые инструментальные ряды, с помощью которых можно было понять - существует явление до начала исследования, или появляется в момент самого исследования. Оказалось, что явление появляется в момент исследования. Иначе говоря, феномен появляется тогда, когда он замысливается – то есть, мысль материализуется. Физики-теоретики при исследовании микромира обнаружили еще один феномен – микрочастицы реагируют на присутствие человека, причем по-разному на каждого человека. Но говорить в таком случае об объективном исследовании не приходится, если оно зависит от субъекта и субъективно реагируют и сами частицы. Мир оказался другим – привычные представления о нем и сложившие научные стереотипы (например, предельная скорость – скорость света, объективное существование мира) рухнули. Но, что примечательно, это никак не повлияло на наше мировоззрение.
Мы можем сделать однозначный вывод - демографическая проблема – это не та проблема, которая сводится к увеличению числа абортов, распространению половых болезней и патологий, обретенных в неразборчивой половой многопартнерности (все это мы здесь обсуждали), а, прежде всего, - это проблема неправильного мировоззрения, в котором неверно понимается роль человека, неверно трактуется смысл и цель его жизни, ибо все, что было перечислено выше, является лишь следствием такого неправильного подхода.
Таким образом, изменив наше неправильное мировоззрение (а в Православии покаяние называется метаноей - изменением ума) – то есть, покаявшись в этом, мы сможем создать благоприятную культурную среду для рождения и правильного воспитания человека. Демографическая проблема будет решена устроением всей общественной жизни на правильном фундаменте ее, а основу этого фундамента, как мы выяснили, составляют непреходящие культурно-нравственные ценности и прежде всего, - вера.