О стереотипах и новых подходах в понимании культуры и политики
Иерей Владимир Соколов
В православной среде распространено мнение, что не нужно интересоваться политикой, что это не способствует спасению, отвлекает от духовного дела. И еще десятки причин, по которым надо держаться подальше от политики. Всем, кто так говорит, я всегда задаю вопрос: «А кто такой будет антихрист»? Ведь из Писания ясно следует, что он будет и первосвященником, и политическим властителем мира, то есть его религиозная деятельность (религиозный обман, ибо он выдаст себя за Христа) будет совпадать с его политической деятельностью. Однако такое полное совпадение наступит тогда, когда он воцарится.
Тайна беззакония была уже в действии, когда христианство только зарождалось. Но эта тайна осуществляется на протяжении веков и реализуется в конце веков. И чем ближе мы к воцарению антихриста, тем ближе мы к этому слиянию религиозной и политической деятельности. Однако сегодня это слияние все яснее, и яснее вырисовывается. Поэтому, когда мы интересуемся политикой, то мы интересуемся именно своим спасением, желая избежать этих политико-религиозных сетей, которые антихрист расставляет нам на пути спасения.
В современной политологии мы встречаемся почти исключительно с геополитическим подходом, в котором, по определению, говорится о соперничестве за территории, ресурсы и население. Причем, военная сила является в этом соперничестве и главным инструментом. В последнее время появилось понятие информационная война и это тоже вошло в геополитический арсенал как инструмент по захвату территорий, ресурсов и населения.
Политологические подходы с религиозной мотивацией и религиозным фундаментом считаются маргинальными и не принимаются к рассмотрению. Однако, еще в Древнем Египте было известно о рычагах общественного управления. Эти рычаги представляли собой строго иерархическую лестницу, где на высших ее уровнях находились: религия, мировоззрение, идеология, история и только далее шли такие уровни, как экономика, финансы, военная сила. Заметьте, военная сила стояла в этой управленческой иерархии инструментов власти и управления общественной энергией на последнем месте. Даже тот полководец, который, по определению, ведал именно военной силой, - считался плохим полководцем, если он побеждал, применяя эту силу. Искусство побеждать без грубой военной силы считалось в древности высшим военным искусством. Для победы без войны использовались рычаги и инструменты более высокого уровня в указанной выше управленческой иерархии инструментов, потому что каждый из более высоких уровней предполагал более дальнюю стратегию действия, но и не только действия, но и понимания, иначе говоря, анализа происходящего. Собственно, самым стратегически обоснованным и аналитически перспективным будет тот подход, который включает все уровни и в котором анализ совершается сверху вниз, а не снизу вверх, как это принято в большинстве наблюдаемых нами политологических подходах.
Я хочу пояснить эту методику, используя животрепещущий пример событий на Украине. Все, что сегодня происходит на Украине, постоянно обсуждается в описанном выше урезанном, почти плоскостном подходе – подходе снизу, тогда как то, что происходит на низшем уровне можно понять и по-настоящему оценить только с более высокого уровня. Попробуем понять, что происходит на Украине с самого высшего уровня – с уровня религиозного.
Если мы обратим свое внимание на тот факт, что активно поддержавшие фашизм страны, такие, как Италия, Испания, Австрия, Хорватия, Литва, Латвия, Западная Украина – это страны, в которых подавляющая часть населения воспитывалась в лоне Католицизма, то, естественно возникает вопрос: «А какая тут связь? А не случайно ли это совпадение»? Но, во-первых, - этот список расширяется, ведь, Германию поддержала более, чем на половину католическая Чехословакия, а также Франция - и даже воевавшая против Германии Польша тоже вначале заявила о себе, как о стране фашиствующей, но ведь и Польша страна католическая. И, во-вторых, - связь то все-таки имеется - и мы ее сейчас проясним
Если образно представить себе наше сознание, то догматическое учение является скелетом или фундаментом его. Если скелет искривлен, то в сознании может вырасти горб или оно станет хромать, или его постигнут иные болезни. В нашем сознании напечатлен Образ Божий. Догматическое учение как раз и отражает Этот Образ. Если же в нашем отражении Образа Божия есть искажение, то наше сознание становится удобопреклонным к различного рода идеологическим вирусам. Наше сознание устроено по образу Логоса - и потому оно логично - любой высказываемый тезис вызывает и последующие тезисы, связанные с ним. Поэтому христианская догматика не допускает вольности и требует строгого словоупотребления и терминологии. Недаром на Первом Вселенском Соборе архидиакон Александрийской Церкви Афанасий произнес: "с концами слогов распадутся концы вселенной". Речь шла об одной единственной букве, в греческом языке термины единосущий и подобосущий отличаются одной единственной буквой. Но из этих различий сформировались две разные цивилизации. Святитель Афанасий всю жизнь боролся с арианством, учением в котором утверждалось, что Иисус Христос - это тварное существо.
Если же мы обратимся к католическому учению, то там столкнемся с учением о непогрешимости папы в делах веры, говорящего с кафедры. Писание говорит о безгрешности лишь одного человека - Иисуса Христа. Но Христос Бог. Если мы еще кому-то придаем это качество безгрешности, то невольно именуем его богом. Папа является тварным существом. И вот здесь мы вдруг в тезисном развитии этого догмата сталкиваемся с тем, что было названо тогда арианством и что по мысли святителя Афанасия станет причиной распада вселенной.
В католическом догматическом учении - имеется также догмат, который называется филиокве – исхождение Святого Духа от Отца и Сына. Догмат, который в свое время послужил поводом для разделения Церквей. В этом догмате содержится коренное противоречие, которое разрешается в области метафизики неожиданным образом. Если исхождение Духа – это ипостасное свойство, то оно может принадлежать только одной ипостаси. Когда же мы приписываем это свойство двум ипостасям, то оно становится общим свойством. Но так как оно не может принадлежать одновременно двум ипостасям (если оно ипостасное свойство), то оно может принадлежать только общей невоипостазированной, то есть безличной Природе Божества.
Во всех оккультных учениях, начиная с Каббалы и кончая учениями европейских мистиков – говорится о том, что миром правит безличное верховное Божество. Но получается так, что и по католическому учению филиокве - исхождение Духа происходит из изначальной безличной Природы Божества, то есть предшествующей ипостасям – и потому верховной Природы. Здесь и образуется тот мост, который перебрасывается из Католического догматического учения к оккультизму. Однако фашизм, как учение, был взрощен именно на закваске оккультизма. В Германии было создано специальное общество "Аненербе", целью которого было создание идеологического и оккультного фундамента власти Третьего Рейха. Фашизм возрос на этой оккультной почве и на протяжении своего существования питался соками оккультных учений. Бессчетные экспедиции, разосланные в самые отдаленные уголки земного шара, как неутомимые пчелы собирали этот «отравленный нектар» с экзотических цветов эзотерических учений – «мёд», как мы знаем, получился забористый – он вобрал в себя и технологии магии, и технологии вооружений.
Конечно же, нельзя сказать, что Католичество породило фашизм, но совершено ясно, что именно на Его почве фашизм взрастил свои наилучшие плоды. Почему? На этот вопрос мы ответили исчерпывающе - потому что из догматики рождается мировоззрение, идеология, картина мира, образ человека и понятие о Боге - католическая догматика создала особую цивилизацию, о которой мы уже достаточно сказали. Однако, надо помнить, что на этой же почве возросла и великая европейская культура, плодами которой на протяжении длительного времени питалась наша культура. И ветви европейской культуры, привитые к стволу русской исконной культуры, дали особые плоды, которыми сегодня питается весь мир. Но произошло это только потому, что русская культура, оплодотворенная семенами Православия, была охранена иммунитетом Духа и сумела защитить себя от тех порою смертельных ядов, которые содержала в себе европейская культура.
Могут возразить, что фашизм все-таки возник в Германии, которая была протестанстской страной - протестантизм в значительной степени повлиял и на формирование всей западной культуры. Но иделогической и религиозной почвой возникновения фашизма был все-таки оккультизм. В католичестве он нашел приют по этой же причине. А вот капитализм и либеральная система ценностей в ныне существующем виде сформировались в значительной степени на основе протестантской религиозной идеи предопределения ко спасению, причем, в кальвинизме, из которого выпесталось пуританство, эта идея приобрела еще один важный определящий характер культуры оттенок - предопределенность ко спасению свидетельствуется наличием капитала. Отсюда родилось рыночное соперничество, ведь каждый хотел получить такую гарантию спасения. Но идея о предопределенности родилась в лоне католичества - ее автором является Блаженный Августин. И политическое и военное противостояние фашизма и либерализма явилось, по существу, продолжением религиозного противостояния католицизма и отделившегося от него протестантизма.
Кстати, все те, кто делают политику наверху, используют все уровни управления и прежде всего религиозный. Только, исходя из этого комплексного и концептуального подхода, можно понять смысл высказывания Бжезинского о том, что РПЦ является одним из главных политических врагов США. Заметьте, именно политических – религия, таким образом, находится под пристальным вниманием тех, кто делает политику. Они прекрасно понимают связь религии и политики в их конечном слиянии в последние времена.
Сегодня те изменения, которые произошли в политической жизни Украины, а в частности сдвиг в мировоззрении, идеологии и истории в сторону нацизма сопровождается и религиозным сдвигом в сторону униатства, которое является по существу католичеством. Да и вся предыдущая история Западной Украины оплодотворена влиянием католичества.
Очень многое в культуре и в частности в политологии зависит от толкования Священного Писания, от учителей веры. Так, например, повеление Божие человеку «возделывать и хранить» Эдемский сад (Быт.2,15) – католическими богословами истолковано было, как возможность безраздельно пользоваться плодами этого сада, в отличие от восточных отцов, которые учили, что это повеление означает жертвенное служение в уходе за Эдемским садом. Собственно два богословских подхода породили две цивилизации - цивилизацию разрушителей и созидателей. Это во многом объясняет и всю историю, как столкновение тех, кто производил, ухаживал - и тех, кто грабил, вывозил, говоря иначе, паразитировал на теле созидателей. Вывоз ценностей, который начался еще при Петре I (известный факт – Меньшиков держал в швейцарском банке сумму, равную двум российским бюджетам, а таких «меньшиковых» в окружении Петра было немало), вывоз платинового и золотого запаса, драгоценностей и других ценностей и ресурсов в период революций, а также перестройки приводит к выводу о том, что Европа возрастала на деньгах России. Международный Резервный Фонд, как выясняется, был создан на основе золота России – оно составило две трети начального Фонда . По облигациям, которые ныне вдруг появились на международной арене, полагается и доход получать в таком же объеме с доходов Фонда, однако дело с облигациями было замято. Экологическая катастрофа, которая сегодня все явственнее заявляет о себе, тоже в значительной степени обусловлена таким прочтением Библии, ибо неограниченное пользование "садом" приводит к его разрушению.
В политологии имеется одно распространенное заблуждение – суть его состоит в том, что есть некое единое мировое правительство, и штаб этого правительства находится в США. Глобализм – это проект этой единой власти, который она осуществляет для распространения своей власти на весь земной шар. На самом деле, за мировую власть борются три клана: Рокфеллеры, Ротшильды и Европейская элита. У каждого клана и свой проект – глобализм – у Рокфеллеров, интернационализм – у Ротшильдов, мондиализм – у европейской элиты. Соответственно, они имеют и разные органы управления, разные религиозные убеждения и разные инструменты финансового влияния. Их столкновение в борьбе за мировую власть в значительной степени определяет мировую политику.
Поэтому и события, происходящие на Украине, понять можно только, осознав, какие цели преследуют в этой игре за власть указанные кланы. Однако во всех популярных передачах на тему украинских событий постоянно говорится о влиянии США, а действия ЕС истолковываются как действия по указке США. Такая схема, конечно, отчасти имеет место, но она не может объяснить ситуацию в полноте. Такое фрагментарное видение не столько проясняет ситуацию, сколько ее затемняет.
Мы как-то не заметили, что в мире произошло тотальное изменение политической ситуации. Главное событие политической жизни мира как раз состоит в том, что США перестали быть единственными акторами политических событий, а это говорит о том, что проект Рокфеллеров - глобализм дает сбой в его осуществлении. Клан Ротшильдов выигрывает очередной кон игры за мировую власть – выигрыш состоит в том, что меняется мировая финансовая система. Ротшильды менялы – они делают свою прибыль не на процентной ставке, как Рокфеллеры, а через обмен валют, поэтому им нужны валютные зоны. И вот сегодня уже начинается торговля за национальные валюты. Впервые расчет за углеводороды с Китаем произошел за рубли. Путин недавно высказал мысль о том, что надо расширять торговлю за рубли. За национальные валюты предлагают торговать Иран и Турция. Новое объединение БРИКС также собирается организовать свое финансирование, связанное с национальными валютами. Все последние мировые события связаны с этими изменениями в борьбе за мировой финансовый рынок. Ливию уничтожили и убили Каддафи после того, как он обратился к людям доброй воли всего мира с предложением начать торговлю за золотой динар и провел конкретные переговоры по этому поводу с несколькими странами. Восстание оппозиции в Сирии началось после того, как в марте 2011 года Башар Асад объявил, что углеводородами Сирия собирается торговать за рубли и юани, а Иран объявил, что будет делать то же самое за евро и динары. Рубли и юани возникли не случайно, потому что в это время Ротшильды перевели свои банковские активы и золотые запасы в Гонконг, который ныне является частью Китая. Недавняя заваруха в Гонконге - это организованная по стандартному образцу всех оранжевых революций попытка создать оппозицию власти, с тем, чтобы дискредитировать начальные попытки перевода мировой финансовой системы с процентной ставки с доллара на доход с обмена валют.
Идет самая настоящая финансовая война. Если выстроить график роста курса доллара, и сравнить его с ростом и падением цен на нефть, то можно увидеть, что курс доллара находится в прямой зависимости от цен на нефть. Однако на этом графике видно, что курс доллара рос постепенно и установился на определенном уровне – и вдруг в последнее время он рванул на второй комической скорости вверх, а цены на нефть с той же скоростью фантастически упали. Даже непосвященному человеку понятно, что такое возможно только при одном условии – кто-то, у кого есть серьезные финансовые запасы и рычаги управления, пожертвовал своими финансовыми и нефтяными доходами ради иных интересов – политических и религиозных. Низкая цена на нефть не устраивает никого из тех, кто является участником нефтяного бизнеса. Недовольны даже те, кто, не смотря на низкие цены, имеет доход с продаж, потому что очень хорошо понимают, кто организовал такой уровень цен. Они борются с организаторами еще большим понижением цен. Сегодня добыча сланцевой нефти, которая для США стала выходом из экономического кризиса и дала массу рабочих мест (решена была проблема безработицы), спешно сворачивается в виду того, что добыча становится убыточной. Так ограничивать себя может только тот, у кого есть другие цели. И это цели политические, обусловленные религиозными взглядами, смысл которых заключен в приобретении мировой власти – в осуществлении проекта глобализма.
Видимая часть этой борьбы за мировую финансовую власть – это появление на политической арене такой загадочной фигуры, как Сноуден. Сноуден явился из Гонконга. Все специалисты единодушно признают, что одному вскрыть такой объем секретной информации невозможно, а это говорит о том, что Сноуден лишь представлял хакерскую команду, которая действует в Китае. Интересно, что Сноуден сделал свои сенсационные заявления о том, что спецслужбы Америки прослушивают переговоры и просматривают переписку по всему миру, включая и руководителей крупнейших держав, накануне выступления Барака Обамы, в котором он должен был рассказать о том, что Китай прослушивает весь мир. Незадолго до этого хакерская команда Китая заблокировала действие американских спутников, отвечающих за вооружение и связь военных. Американцы ответили им на том же уровне. После этого Си Цзин Пин и Обама вынуждены были заключить договор об электронном ненападении до 2022 года.
Интересно, что все эти три мировых клана, которые имеют реальные возможности бороться за мировую власть, имеют религиозные цели, так как имеют и религиозную основу. Европейская элита, основывается на католической вере, Рокфеллеры – на вере протестантской, Ротшильды – на иудаизме. Понять их политические интересы можно только исходя из их религиозных целей.
Все выше приведенное ясно говорит нам о значении религии в понимании культуры и, в частности, политики. Но область религиозных подходов до сих пор считается маргинальной. Хотя на самом деле, все наоборот - мир многомерный - и если мы исключаем из этой многомерности главные его сферы – духовные, то это и есть маргинальный подход. Если мы исключаем эти сферы, то не видим и их влияния. Но если мы не видим их влияния, то никогда не сможем и верно повлиять на те процессы, которые происходят в сфере культуры и, в частности, политики. Мы видим только материальные средства влияния, однако истоки наших бед находятся в сфере духовной. Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к Парламенту, сказал: «сфера политики – это надстроечная сфера. Базисная сфера - это сфера ценностей». Среди ценностей Патриарх первой обозначил – веру. Это высказывание переворачивает все наши привычные представления о политике, как о сфере независимой от религии, где фундаментальные основы – это экономика, финансы, военная сила. И тут возникает главный вопрос: «Не пора ли нам пересмотреть свои взгляды и начать выстраивать свою политику на подлинном фундаменте»?