Храм Девяти Мучеников Кизических
О храме История храма Дореволюционная история

Дореволюционная история

Своим появлением Девятинский храм в Москве обязан Первосвятителю Адриану1, последнему русскому патриарху «досинодального»2 периода, строгому приверженцу церковной старины и противнику реформ Петра I.

Еще в 1685 году будущий Первосвятитель Адриан стал митрополитом Казанским и Свияжским. Его приезд в Казань совпал с началом тяжелейшей эпидемии, как тогда говорили, "горячки". Тридцатью тремя годами раньше такое же "моровое поветрие" в полном смысле слова опустошило город, унеся 48 000 жизней. Митрополит Адриан в первый же день своего пребывания на Казанской кафедре дал обет Господу в случае скорого окончания эпидемии основать монастырь в честь Девяти мучеников Кизических, помогавших, по народным преданиям, при трясавичных3 болезнях. И вот, по глубокой вере и усердной молитве митрополита Адриана, произошло чудо - на следующее утро в городе не оказалось ни одного вновь заболевшего. "Горячка" прекратилась. Во исполнение обета митрополит основал под Казанью Кизическую обитель4. Через 5 лет Адриан был возведен в сан Патриарха Московского и всея Руси и продолжал сугубо почитать образ Девяти Мучеников. Он заказал царскому иконописцу Петру Семенову Золотому5 икону Святых, а святитель Димитрий, митрополит Ростовский6 по благословению Патриарха написал службу Кизическим Мученикам.

Портрет Первосвятителя Адриана

В 1696 году Патриарх Адриан, оказавший на пороге смерти, пораженный параличом, обратился за помощью к Девяти Мученикам. Он дал Господу обет поставить в Москве храм в честь Святых в случае своего исцеления. Господь явил чудо, и Патриарх поднялся с одра болезни.

Место для храма было определено у Новинского монастыря7, и строительство началось почти сразу, по указу Петра I. Сам он не раз посещал Девятинский храм и любил слушать здесь патриарших певчих.

Храм, первоначально деревянный, был закончен и освящен в 1698 году в честь святых Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона8. В 1732 году священник Храма Михаил Тимофеев подал прошение в Синодальный казенный приказ о строительстве каменной церкви. «Стоя многие годы, - писал отец Михаил, - церковь огнила и совсем обветшала, за которою ветхостию желаем построить каменную, на что благословением св. Синода ко оному строению некие материалы пожалованы, и чтоб указом повелено было вместо деревянной построить каменную». Новая каменная церковь, а также придел во имя Архангела Михаила с трапезой были построены к 1735 году на средства содержателя шелковых фабрик купца Андрея Семенова. Деревянная же церковь спустя год «волею божию от огненного запаления со всякою церковною утварью погорела без остатку».

Спустя 100 лет, в 1838 на средства москвичек Варвары Челищевой и Варвары Нерской была выстроена новая трапезная, где освящен второй придел во имя великомученицы Варвары. В 1844 году воздвигли трехъярусную колокольню. К концу XIX века на ней находилось восемь колоколов, самый большой из которых весил 315 пудов.

Девятинский храм был богато украшен внутри. В 1860 году соорудили высокий четырехъярусный вызолоченный иконостас. Стены расписали в 1860-1864 годах. Из 150 икон на 20 были серебряные ризы. 6 икон специалисты отнесли к XVII-XVIII векам, среди них особо почитаемые храмовые: Девяти мучеников, Михаила Архангела и Варвары мученицы. Большая, в деревянном киоте, икона Девяти мучеников была написана, судя по надписи, в 1693 году и пожалована храму к его освящению в 1698 году патриархом Адрианом. Она особенно почиталась больными и немощными.

В XVIII веке Безымянный и Кривой переулки были переименованы в Большой Девятинский переулок.

Примечательно, что в Москве больше не было храмов в честь Девяти мучеников Кизических. Исключение составляла домовая церковь графа Владимира Григорьевича Орлова, сооруженная и освященная в связи с эпидемией Чумы 1771 года. В борьбе с чумой принимал участие старший брат графа - Григорий Орлов. Помещение храма сохранилось до наших дней в мезонине дома № 5 по Большой Никитской улице, который занимал до 1950-х годов исторический факультет, а ныне издательство Московского Государственного университета. В настоящее время придел Девяти мучеников Кизических имеется в храме Вознесения Господня за Серпуховскими воротами (ул. Большая Серпуховская, 24). Каменный храм начали строить в 1696 году на средства царевича Алексея, и придел, очевидно, был устроен по благословению Патриарха Адриана.

В начале XIX века стечение богомольцев в Девятинский храм, особенно в летние воскресные дни было столь велико, что на церковном погосте открывали базар.

В 1801 году городскую усадьбу на углу Большого Девятинского переулка и Новинского бульвара приобретает Анастасия Федоровна Грибоедова - мать знаменитого писателя Александра Грибоедова9. Последующие одиннадцать лет Грибоедов проживал в доме, который относился к приходу Девяти мучеников Кизических. Приходские церковные книги - единственный источник документальных сведений о нем самом и его близких вплоть до Отечественной войны 1812 года. Будучи прихожанином Девятинской церкви, Грибоедов учится в Благородном пансионе Московского университета, затем в самом университете. В Девятинской церкви его семья служит молебен перед уходом драматурга в армию. Сразу после начала Отечественной войны Грибоедов добровольно записался в ополчение. Когда скончалась мать писателя, ее отпели в Девятинском храме и похоронили на ближайшем - Ваганьковском - кладбище.

В пожаре 1812 года сгорели все здания Девятинского прихода, но на удивление быстро были отстроены. В том числе грибоедовский дом, городские усадьбы князей Оболенских (Новинский бульвар, 13) и Офросимовых-Алябьевых (Новинский быльвар, 7). Автор знаменитого «Соловья», композитор Александр Алябьев10 был прихожанином храма в 1840-1850-х годах.

Почти каждый московский храм имел в своей истории любимого батюшку. Особо почитаем в Девятинском храме был его настоятель Александр Иоаннович Любимов (1823-1897), прослуживший здесь 46 лет. Приход отца Александра был не из числа многолюдных и состоял из 50 домов, в числе которых были поместья дворян аристократических фамилий и именитых купцов. За время его приходской службы целое поколение прихожан успело смениться на глазах батюшки. «Девятинский приход сделался для него родным, - писал в некрологе на смерть отца Александра известный церковный историк Н.Виноградов в «Московских церковных ведомостях». - За время своего служения здесь он очень много сделал для обновления и благоукрашения своего храма. Еще будучи диаконом, он расположил почтенного прихожанина церкви Девяти мучеников С.П.Алексеева к устройству большого колокола, который и до сих пор созывает к богослужению прихожан этой церкви, и им же возвестил о кончине их благопопечительного пастыря. Сделавшись настоятелем, А.И.Любимов еще более старался о приведении в благолепный вид своего храма. При его деятельных заботах вновь были устроены иконостасы как в главном храме, так и в приделах, стены украшены священными картинами, а снаружи оштукатурены. Года два тому назад было совершено последнее обновление храма, который своим видом производит наилучшее впечатление. Вообще за время настоятельства Александра Иоанновича на украшение приходского храма было израсходовано до 70 тыс. рублей, приносимых в жертву духовными детьми его, в особенности М.Е.Поповым. Заботы Александра Иоанновича о благоустройстве своего храма простирались и на поддержание в нем благолепной службы. Обладая звучным и приятным голосом, он высоко ставил чинное совершение церковной службы. В Девятинском храме всегда пели лучшие хоры певчих, Синодальный11 и Чудовской12, что было не во многих храмах столицы. Считая проповедничество своею важной обязанностью, Александр Иоаннович являлся пастырем учительным, отзываясь живым, сердечным словом на духовные нужды своей паствы. Все это привлекало в Девятинский храм множество молящихся с разных концов Москвы, отчего заметно возвышалось и благосостояние храма».

В 1900 году усердием прихожан в храме было устроено отопление. Тогда же вызолотили высокий трехъярусный иконостас. Известный иконописец Пашков расписал стены живописью и орнаментом, а ктитор13 И. И. Белкин пожертвовал дорогую вызолоченную ткань на престол. В сентябре 1903 года состоялось освящение нового трехэтажного здания, в котором разместились Девятинская церковноприходская школа и богадельня.

В преддверии трагического поворота нашей истории жизнь прихода протекала безоблачно и счастливо. Заметка в «Московских церковных ведомостях» в №24 за 1901 год о праздновании 50-летнего юбилея служения в священном сане достопочтимого отца дьякона церкви святых Девяти Мучеников, близ Пресни, Федора Ефимовича Недумова воскрешает для нас картины жизни прихода в дореволюционное время: «По окончании молебствия, в виду болезни жены юбиляра, почетные прихожане и родные юбиляра вместе с ним отправились в квартиру местного священника отца Н.А. Любимова. Здесь отец настоятель, приветствуя юбиляра от лица притча и прихожан... просил его принять от них в знак их истинного уважения и признательности икону святых Девяти Мучеников Кизических. Икона в драгоценной сребро-позлащенной ризе была тут же вручена юбиляру местным церковным старостою. Вслед затем племянник юбиляра, священник С.Недубов, от лица всех племянников и племянниц <...> сердечно приветствовал дорогого дядю-юбиляра и усердно просил его принять от них в знак их глубокой благодарности икону - складень в сребро-позлащенной ризе с изображением Христа-Спасителя и святых угодников Его - великомученика Феодора Тирона и святой Анны Пророчицы. Приняв эту икону, глубоко растроганный юбиляр в ответ на приветствия, как особо ценного для себя дара, просил всех не оставлять его в своих молитвах пред Богом. В заключении юбилейного торжества всем присутствовавшим в том же помещении была предложена радушная трапеза».

В предреволюционные годы Девятинская церковь имела двух священников. Настоятелем ее был отец Иоанн Скобеев, вторым священником - отец Михаил Лебедев. Настоятель и диакон Иоанн Вениаминов жили рядом с храмом (Большой Девятинский переулок, 13). Отец Михаил жил в собственном доме (№ 5) и, помимо священнических обязанностей, преподавал Закон Божий в Пресненском 4-м городском училище. Церковным старостой был купец Михаил Никандрович Кожекин. Его собственный дом находился в Большом Конюшковском переулке (№11). Возможно, в Москве и сейчас живут их потомки, которые располагают дополнительными сведениями о последних, поистине трагических годах существования храма.

Далее...

________________________________________
1 АДРИАН (в миру Андрей, 1627 или 1637, или 1639-1700). Архимандрит Чудова монастыря в московском Кремле с 1678, Адриан привлек внимание патриарха Иоакима. По поручению последнего в 1682 ходатайствовал перед царями Иваном и Петром Алексеевичами, взывая о милосердии к взбунтовавшимся стрельцам. С 1686 - митрополит Казанский и Свияжский. В 1690, по кончине Иоакима, был возведен в патриархи и провозгласил своими целями борьбу с расколом, а также противодействие лютеранским и «латинским» (католическим) влияниям. Придерживался убеждений Никона о верховенстве священства над царством, решительно осуждал новомодные обычаи, заклеймив в специальном послании табакокурение, брадобритие, ношение «немецкой» одежды, грозя ослушникам церковным наказанием. Сразу вступил в резкий конфликт с «новомодным» царем, т.е. Петром I, как только последний добился полновластия. К тому же именно в этот период Петр с целью подрыва авторитета церкви пошел на самые вольнодумные и дерзкие акции (учреждение «всешутейшего и всепьянейшего собора» в 1694-1695). С другой стороны, первые Азовские походы Петра (1695-1696) получают поддержку Адриана, а заботы патриарха о неуклонной централизации и упорядочении церковной жизни (в том числе его распоряжение о том, чтобы новые монастыри не устраивались без государева указа; 1698) вполне вписываются в русло петровской политики. Однако нежелание Адриана насильно постричь в монахини жену Петра Евдокию, а также демарш последнего против патриарха, когда тот в 1698 вновь пришел просить о снисхождении к бунтарям-стрельцам и встретил грубый отказ, окончательно портят их отношения. К концу жизни Адриана разбивает паралич, и он вынужденно отходит от активных дел. Скончался патриарх Адриан 16 октября 1700. Среди оставшихся от него поучений, посланий и грамот особое место занимают «Статьи о судах святительских» (ценное собрание исторических сведений о церковных привилегиях, в том числе имущественных), а также «Грамота о бороде», написанная в защиту последней. Литература: Скворцов Г.А. Патриарх Адриан. Казань, 1913. наверх

2 СИНОД (греч. synodos - «сходка», «собрание», «собор»), в Русской православной церкви, высший орган церковного управления. Святейший правительствующий синод как государственный орган был учрежден Петром I в 1721 и заменил институт патриаршества. Во главе синода, состоявшего из церковных иерархов, стоял обер-прокурор, «око царево и стряпчий дел государственных», своего рода министр по делам церкви. В 1917 Поместный собор Русской православной церкви восстановил патриаршество; для коллегиального управления церковью в период между соборами был создан Священный синод. В него входят патриарх, пять постоянных и пять временных членов (епархиальных архиереев). Литература: Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995; Христианство: Словарь. М., 1994. наверх

3 От славянского слова «ТРЯСАВИ'ЦА», то есть «лихорадка». наверх

4 КИЗИЧЕКИЙ МОНАСТЫРЬ основан на месте, где с 1654 года проводилась встреча крестного хода из Седмиозерной пустыни с чудотворной иконой Седмиозерной Смоленской Божьей Матери. В 1693 году по указанию Адриана, уже ставшего Патриархом, сюда были доставлены частицы мощей Девяти святых мучеников. В Россию мощи попали в 1645 году, их привез в дар царю Михаилу Федоровичу Кизический митрополит Анемподист. Мощи находились в киоте, были вложены в кипарисную доску и залиты воско-мастикой; вверху же - часть дерева (красноватого цвета) креста Господня, вделанная в серебряный маленький ковчежец. Мощи стали главной святыней монастыря, и ежегодно их носили по городу вместе с чудотворной Седмиозерной иконой. Как чудотворные почитались и две хранившиеся в главном храме монастыря иконы - Кизической Божьей Матери и Виленской Божьей Матери, они были пожалованы монастырю его основателем Стефаном Сахаровым. По материалам статьи, опубликованной в Интернете на странице "Православные памятники Казани" (http://sitkin.narod.ru/kz.htm), и справке о монастыре (http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?rpc5_3122 на сайте "Русское православие"). наверх

5 ПЕТР СЕМЕНОВ ЗОЛОТОЙ - ученик прославленного иконописца Симона Ушакова (1626 - 1686), который с 1664 надзирал за всеми иконописными работами в государстве. Одна из работ Петра Золотого - икона Боголюбской Божией Матери - хранится в Государственной Третьяковской галерее. наверх

6 ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ, (в миру Даниил Саввич Туптало, 1651-1709), митрополит Ростовский и Ярославский, церковный деятель, духовный писатель и историк, выдающийся мастер проповеди, в своих трудах идейно соединивший средневековую Русь с новой Россией петровского времени. наверх

7 ИСТОРИЯ ЗЕМЕЛЬ, на которых воздвигнут храм Девяти Мучеников Кизических, уходит корнями в далекое прошлое. В середине XIV века от Никитских ворот до берегов речки Ходынки (будущего Ходынского поля) простирались владения Серпуховского и Боровского князя Владимира Андреевича - любимого двоюродного брата Московского Великого князя Димитрия Ивановича Донского, ныне причисленного к лику святых. Жили братья дружно, все государственные дела решали сообща, вместе выходили сражаться во главе русского войска с Мамаем на берега Дона, Непрядвы и Красивой Мечи. За храбрость и славные победы их стали называть Димитрий Донской и Владимир Храбрый. Дворы братьев стояли бок о бок в Кремле, загородный же двор Владимира Андреевича занимал нынешнюю Кудринскую площадь, названную так по примыкавшему к княжескому хозяйству селу Кудрино. Когда Владимир Андреевич вернулся после победы на Куликовом поле, его мать, княгиня Мария Кейстутовна, основала в честь этой победы Богородице-Рождественский девичий монастырь (у нынешней Трубной площади.) В этом монастыре постригались вдовы и матери воинов, погибших на Куликовом поле. Со временем княгиня Мария сама приняла монашеский постриг в Рождественском монастыре и завещала там же себя похоронить. Последовала примеру свекрови и супруга князя Владимира Андреевича - любимая и почитаемая им княгиня Олена Ольгердовна. Овдовев, она постриглась в Рождественском монастыре, а загородный двор свой и село Кудрино со всеми принадлежащими к нему деревнями и угодьями завещала Московской митрополии. На этих землях Митрополит Фотий, Святитель Московский (1408-1431), основал Введенский Новинский монастырь. Само название монастыря - Новинский - возникло не от того, что был он вновь выстроенным. Немало закладывалось в древней столице и вокруг нее обителей, только такого названия ни одна не получила. Известно, что "новиной" называют каждый первый плод, зерно или вытканный кусок холста. Точно так же определяют и целинную - ранее не вспаханную - землю. И на самом деле лишь монастырь занялся обработкой этого уголка московской земли. Отсюда и пошло название - Новинский монастырь. А для митрополитов московских, позднее для патриархов, обитель стала загородным летним двором, куда ездили они с особенной охотой. На речке Пресне были устроены пруды - для правильного ведения рыбного хозяйства. Они и сегодня сохраняются на территории Зоопарка. Новинский монастырь с самого своего основания был загородным, при Борисе Годунове оказался и вовсе за высоким земляным валом и глубоким рвом, которыми опоясали Москву от иноземных полчищ по нынешнему Садовому кольцу. Земли же монастырские тянулись от Проточного переулка до нынешнего Октябрьского поля. Название переулку дал безымянный ручей - Проток, по которому сбрасывались в Москву-реку талые и дождевые воды. В прошлом веке Проток был заключен в подземную трубу. Осталась только память о границах владений патриаршей обители, по одной из которых пролегла магистраль Нового Арбата. Сам же монастырь был упразднен при Екатерине II в 1764 году. С селом Куприным получилось иначе. В 1649 году оно было отписано в царскую казну, а спустя 30 лет правительница Русского государства царевна Софья Алексеевна подарила его князю Василию Васильевичу Голицыну, ведавшему всеми иностранными делами Московского государства. Когда же она была свергнута Петром I, а князя постигла опала, село Кудрино вернули Патриарху Московскому и всея Руси Иоакиму (1674-1690) по его просьбе. Только после кончины Патриарха Московского и всея Руси Адриана (1690-1700) Кудрино оказалось во владении Александра Львовича Нарышкина - двоюродного брата Петра I. В 1748 году двор его сгорел, а еще через 40 лет возникла здесь нынешняя Кудринская площадь, около церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрино, снесенной в 1937 году. наверх

9 ГРИБОЕДОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ (1795-1829), русский драматург и дипломат. Родился 4 января 1795 года в Москве. Подобно своему современнику А.С.Пушкину, Грибоедов принадлежал к состоятельному дворянству и входил в высшие круги светского общества. Литературной славой он обязан лишь одной своей пьесе, стихотворной сатире «Горе от ума», представляющей собой великое достижение русского театра. Минуя цензурные рогатки, пьеса широко расходилась в списках; полностью напечатана лишь в 1833. Впервые поставленная в 1831, с тех пор она не сходит с русской сцены.
Окончив в 15 лет Московский университет, Грибоедов во время наполеоновского вторжения был зачислен в армию и прослужил два года в кавалерийском полку. С 1815 служил по дипломатической части сперва на Кавказе, затем в Персии. В 1826, исполняя должность секретаря по иностранной части при главнокомандующем в Грузии генерале А.П.Ермолове, был арестован и доставлен в Санкт-Петербург для расследования предполагаемых связей с декабристами, зачинщиками восстания в столице 14 декабря 1825. Многие из заговорщиков были близкими друзьями Грибоедова, но, в конце концов, он был оправдан и освобожден. За успешное содействие в заключении Туркманчайского мирного договора с Персией Грибоедов был в 1828 награжден орденом и назначен послом в Персии. Он стремился скрупулезно выполнять условия им самим составленного договора. Однажды зять шаха Алаяр-хан, у которого из гарема сбежали под защиту русских две армянки, поднял мятеж, и 30 января 1829 толпа мусульман-фанатиков разгромила русское посольство в Тегеране. Грибоедов погиб, защищая русское посольство. Литература: Орлов В.Н. Грибоедов: Очерк жизни и творчества, 2-е изд. М., 1954. наверх

10 АЛЯБЬЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ (1787-1851), русский композитор. Родился в семье тобольского губернатора 4 августа 1787, с 1804 жил в Москве. Получил хорошее домашнее образование. В 1810 опубликовал первые музыкальные сочинения; в 1812-1814 участвовал в Отечественной войне (вступил добровольцем в гусарский полк) и заграничных походах русской армии. Был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. После войны жил некоторое время в Петербурге, в 1823 вернулся в Москву, где вскоре приобрел славу певца-тенора и пианиста. На открытие здания Большого театра (6 января 1825) написал (совместно с другими авторами) музыку к прологу «Торжество муз». Здесь были поставлены его комическая опера «Лунная ночь, или Домовые», водевиль «Деревенский философ2, комический балет «Волшебный барабан». В марте 1825 Алябьев был арестован по обвинению в убийстве партнера во время карточной игры и, несмотря на недоказанность обвинения, лишен чинов и дворянства, а в начале 1828 сослан в Сибирь - в Тобольск. Здесь организовал оркестр, устраивал концерты, выступал как пианист. В 1832-1835 жил на Кавказе. Вернулся в Россию в 1835, в начале 1840-х годов - в Москву. Умер композитор в Москве 22 февраля 1851 года. Наследие Алябьева велико по объему и разносторонне. Центральное место в нем занимает вокальная лирика - более 180 романсов и песен, некоторые из которых стали классическими (прежде всего «Соловей», по преданию, сочиненный во время заключения в крепости в 1827). Кроме того, Алябьев составил, аранжировал и опубликовал несколько сборников народных песен и инструментальных мелодий - как русских и украинских, так и кавказских, татарских, среднеазиатских. Автор духовной музыки - более 100 произведений, среди которых выделяется масштабная «Литургия» концертного типа. Но все же именно песни и романсы принесли Алябьеву славу «русского Шуберта». наверх

11 СИНОДАЛЬНЫЙ ХОР - один из старейших профессиональных хоров в России. Создан в Москве в 1721 году (по другим данным, в 1710). Основой Синодального хора послужил хор патриарших певчих дьяков и поддьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания (44 человека в 1721), но сохранились косвенные сведения о подключении к ним по праздничным дням мальчиков. На протяжении XVII-XVIII веков. патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу, переведённую в Петербург. Неоднократно они объединялись на торжественных богослужениях в кремлёвских соборах и на придворных церемониях. В первой половине XVIII века в истории Синодального хора наступил период упадка - лучшие певчие переводились в Придворную капеллу, к 1763 количество певцов по указу императрицы Екатерины II снизилось до 26 человек. В 1767 в Синодальный хор были официально введены детские голоса, состав увеличился до 38 человек. Систематическое профессиональное обучение малолетних певчих началось лишь в XIX веке. В 1830 при Синодальном хоре было открыто Синодальное училище церковного пения, самостоятельный статус получившее в 1860-х годах. Первым регентом Синодального хора с высшим образованием был Д.Г. Вигилев (в 1874-86). Переломным годом для Синодального хора стал 1886, когда к руководству пришли выдающиеся деятели хорового искусства В.С. Орлов, А.Д. Кастальский, С.В. Смоленский, обеспечившие расцвет деятельности хора (в его составе в 1890 были 25 мужчин и 45 мальчиков). В 1895 Синодальный хор выступил в Москве с циклом исторических концертов из духовных сочинений русских композиторов (от В.П. Титова до П.И. Чайковского). На рубеже XIX-XX веков репертуар хора значительно расширился за счёт привлечения светской музыки и обработок русских народных песен. Были исполнены произведения многих западноевропейских и русских композиторов. Многие московские композиторы специально сочиняли для Синодального хора. В 1919 Синодальный хор прекратил существование. наверх

12 ЧУДОВСКОЙ ХОР - Хор Чудова или Алексеевского Архангело-Михайловского мужской монастыря, основанного в 1365 году в Кремле митрополитом Алексием. Хор Чудова монастыря был задуман архиепископом Платоном в 1775 году, который повелел набрать в хор «певчих добрых, и искусных, и в голосах исправных с обнадеживанием для таковых, когда достойны будут, произведения к честным местам». Первым регентом был определён малороссиянин Прокопий Зарецкий. По установленному правилу в певчие избирались преимущественно дети священно- и церковнослужителей, "искусные и голосами исправные, басистые, тенористые и альтистые, особливо же из мальчиков дишкантистые, чтобы гораздо к пению способны были и напрасно места не занимали". Таким образом был составлен первый хор Чудовских певчих из 24 человек. Будучи знатоком и любителем церковного хорового пения, высокопреосвященный Платон имел особое попечение о благоустройстве Чудовского хора, пополняя его лучшими голосами и избирая для управления хором опытных и известных регентов. Средствами для содержания хора служили частью штатные, отпускаемые на сей предмет из кафедрального Чудова монастыря суммы, частью деньги, заработанные пением в приходских церквах самими певчими, частью некоторые другие доходы, как то: кружечные сборы, духовные концерты и тому подобное. Чудовской хор был упразднен вместе с монастырем в 1918 году. Монастырские постройки разобраны в 1929 году, а на его месте и соседнего Вознесенского монастыря возведено здание Школы красных командиров имени ВЦИК. наверх

13 КТИТОР - (греч. ktítōr, буквально - основатель, создатель), лицо, на средства которого построен или заново убран (иконами, фресками) православный храм. С XVII-XVIII века ктиторами называли церковных старост. наверх

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Наверх страницы