Удел Богородицы
По преданию Богородица попала на этот полуостров, прилегающий к территории современной Греции, когда корабль, на котором Она плыла вместе с апостолами на Кипр, попал в бурю. Корабль отнесло к берегам Афона, который в то время был культовым местом, где язычники приносили человеческие жертвы. При приближении корабля с Богородицей языческие храмы стали рушиться - после такого явного знака силы Божией идолопоклонники, как гласит предание, приняли христианство. А полуостров стал местом покровительства Божией Матери.
В «Небесном городе» (именно так переводится с греческого Уранополис), как правило, дожидаются своих мужей, отцов и братьев женщины - им посещение Афона не благословлено. Причём такая рекомендация дана не кем-нибудь, а самой Игуменьей Святой горы - Богородицей. Об этой истории нам рассказали в одном из крупнейших афонских монастырей Ватопед. Согласно историческому свидетельству, дочь императора Феодосия Великого, уничтожившего последние следы язычества на Афоне, царица Плакидия пожелала посетить Святую Гору и приехала в Ватопед в 382 году. Но при входе в Благовещенский храм услышала от одной из икон Божией Матери голос, повелевавший ей удалиться из пределов Афона. Это событие послужило основанием каноническому установлению, запрещающему женщинам появляться на Святой Горе. А икона, перед которой царица услышала предупреждение Богородицы, стала одной из семи чудотворных икон Богородицы, которые хранятся в Ватопедском монастыре.
В этой обители, где мы побывали, предварительно переправившись из Уранополиса в Афон на большом белом пароме (время хода около двух часов), к паломникам из России очень теплое отношение. Хотя на Афоне не делят паломников на «любимых» и «не очень», некоторые монахи, с которыми удалось поговорить, признались: на всех произвело огромное впечатление то, с каким благоговением в России люди встречали одну из главных святынь православия - Пояс Пресвятой Богородицы, который хранится именно в Ватопеде. На Афоне утверждают, что такие святыни нельзя вывезти куда-либо без воли Самой Богородицы: если таковой нет, то всегда возникают барьеры, мешающие осуществить поездку святыни в ту или иную страну. А вот в России Пояс Богородицы даже задержался на целую неделю - уникальный случай в истории! И на Святой Горе никто не сомневается: это особый знак покровительства Божией Матери нашей стране.
Ватопед - один из двадцати афонских монастырей. Таково незыблемое число обителей Святой Горы, и расширение этого числа уставом Афона запрещено. Почти все монастыри являются греческими и только три имеют иную государственную принадлежность - это Зограф (Болгария), Хиландар (Сербия) и Свято-Пантелеимонов монастырь, который пестует Россия. Проживание и трапезы в монастырях для паломников бесплатные. При этом только один Ватопед за год принимает десятки тысяч паломников со всего мира! Сложно представить, сколько труда требуется монахам, чтобы все это обеспечить. И даже в самые сложные времена, например, в ходе Второй мировой войны или оккупации Греции турками, эта афонская традиция гостеприимства не прерывалась.
Встреча со старцем Илием Оптинским
Многих такие ночные бдения пугают. Но в афонских монастырях служат ночью потому, что живут здесь по времени византийскому, которое ориентируется на восход и заход солнца. Зимой расхождение афонского времени с московским составляет примерно «плюс 6,5 часа», летом - «плюс три часа». И перестройка на святогорский ритм жизни дается, прямо скажем, без больших потерь, о которых фантазируешь до прибытия на Афон. Помогает и особое духовное состояние (его христиане называют благодатью) и помощь в физическом плане. Речь о специальных стасидиях, в которых принято стоять на богослужениях: это деревянные одноместные скамьи с откидывающимся двухуровневым сиденьем и поручнями на уровне подмышек, в которых можно находиться и стоя, и полусидя. Потому во время ночных бдений нередко приходили на ум слова одного их самых известных ныне здравствующих афонских наставников, игумена Ватопедского монастыря Ефрема: «Монах на службе ощущает себя так же, как младенец в утробе матери».
На одной из таких служб с нами случилось «обыкновенное чудо», которое в повседневной жизни и не заметишь. Так устроилось, что в русском монастыре на Афоне мы оказались на службе вместе со старцем нашего времени – схиархимандритом Илием Оптинским. Не так много людей знают, что он почти 15 лет подвизался на Афоне, в Свято-Пантелеимоновом монастыре, прежде чем вернулся обратно в Россию. Именно в год тысячелетия служения русских монахов на Святой Горе нам посчастливилось получить его благословение и задать свои личные вопросы – в России, чтобы пробиться к нему с этим, люди могут ждать не один месяц и даже не один год!
С отцом Илием оказалось связано и еще одно переживание, в реальность которого до этого сложно было поверить. В середине ночной службы отец Илий вышел из своей стасидии и ушел в алтарь готовиться сослужить литургию. И спустя всего две-три минуты мы почувствовали явный холод, как будто кто-то открыл в храме дверь или окно. И наоборот, когда старец вышел из алтаря под конец службы, тепло «вернулось». Как говорится, хотите верьте, хотите нет…
Богат тот, кому много не надо
Устроилась нам на Афоне встреча и с другим старцем – греком Гавриилом Карейским. Одно время его грозные «пророчества» кто-то тиражировал в Интернете. Хотя монахи-святогорцы хорошо знают: пророчества являются не «приговором», а скорее предупреждением, что если люди не изменят образ жизни и образ мысли, то мир неизбежно постигнут гибельные последствия. И война на Украине, на Ближнем Востоке, глобализация терроризма имеют в своей основе духовные, а совсем не «геополитические» причины. Но надежда на сохранение мира при всех предсказаниях о «третьей мировой» сохраняется. И надежду на Святом Афоне многие связывают с возрождением духовности в России.
Обо всем этом нам довелось услышать не от старца Гавриила, а от других духоносных подвижников Святой Горы. Удивительно, что самые жесткие предсказания здесь не вызывают страха, внутренней оторопи – здесь тебе даются силы воспринять это как призыв к действию. К действию по изменению прежде всего себя. И понимаешь, почему на Афоне с великим почтением относятся к «нашему» Серафиму Саровскому – именно «дивеевскому заступнику» принадлежат слова, которые каждый человек, старающийся стать христианином, имеет перед глазами: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи».
Но с герондой Гавриилом Карейским, который не говорит ни на каком языке, кроме греческого (послушник, который мог бы перевести наши вопросы, отсутствовал), нам все же удалось поговорить – заочно. Узнав, что мы из России, он жестами пригласил нас к себе в келью и вручил небольшой «адрес», напечатанный на русском языке (еще одно свидетельство того, что россияне на Афоне – частые гости). Всего две страницы включают в себя высказывания старца, которые, как маяки, указывают путь духовной «лествицы». И в каждом из них краткость и простота сплетается с глубинной радостью – радостью обретения настоящих смыслов. И только в тиши удивительных афонских пейзажей, вмещающих в себя горные тропы и лиственные леса, камнепады и кипарисовые аллеи, понимаешь, насколько эта простая, как камень, мудрость выше агрессивных притязаний современного мира.
«Богат не тот, у кого много, а тот, кому много не надо. Беден не тот, кто не имеет ничего, но кто хочет много». …Да, становится очевидным, что Афон – это путь. Путь, по которому человек восходит от реальности жизни с ее дергающей, как зубная боль, неопределенностью и ее кажущейся тотальной несправедливостью к настоящим ценностям, над которыми в современной России, увы, чаще посмеиваются, чем преклоняются. Побывав на Афоне, с неведомой доселе остротой понимаешь, что именно такие ценности способны дать человеку настоящую, неподдельную свободу.
Фото: РИА Новости