Задушевные беседы в общине трезвости
Как работают семейные клубы трезвости? На этот вопрос, который регулярно задают вновь пришедшие в них люди, с некоторых пор стал отвечать следующим образом. Прежде всего, члены наших общин исходят из того, человек есть творение Божие, имеющее в себе дух, душу и тело, личность, свободная от рождения, несущая в себе образ Божий, но приобретшая в той или иной степени искажение, замутнившаяся под действием греховных привычек и страстей.
Страсть, поработившая душу, провоцирует и телесные недуги - такие, как эпилепсию, поражения печени и других внутренних органов, а может даже привести и к тяжелым психическим болезням. В ответ на страдания телесные душа страждет еще больше, а потому человек зачастую становится раздражительным, обидчивым, мнительным.
На помощь к такому страдающему человеку приходят специалисты разных специальностей, но так же необходимые все вместе, как в единстве призваны существовать дух, душа и тело. Телесным врачеванием занимаются врачи. В душевных недугах как не прибегнуть к помощи опытного психолога, а может быть, даже психотерапевта? А духовное исцеление возможно в Церкви, которая есть духовная врачебница.
Важно, что в иерархии духовно-душевно-телесного духу отдается ведущее место: духовно сильный и с душевными переживаниями справиться может, и телесные недуги преодолеть.
Общины трезвости следуют многовековой аскетической традиции Русской Православной Церкви. Опыт преодоления страстей отражен в произведениях святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», «Путь ко спасению» и других. Большинству православных христиан известна «Лествица» - труд преподобного Иоанна Лествичника. В книге Никодима Святогорца «Невидимая брань» также раскрывается православный аскетический опыт борьбы со страстями.
Но опыт святых отцов должен быть донесен до человека страждущего. К сожалению, в наше время не каждый считающий себя трезвомыслящим человек станет изучать труды святых отцов, а что делать человеку, которого терзают внутренние противоречия, а ум далек от ясности, мышление от - трезвости, чувства - от помутненности, тело же требует своего «законного» лекарства?
В этой ситуации очень полезен опыт духовно ориентированного диалога, изложенный в книгах Тамары Флоренской «Диалоги о воспитании и здоровье: духовно ориентированная психотерапия» и «Диалог в практической психологии». Этот опыт основан на изучении святоотеческого наследия и применении к нему современных психологических познаний. Открыв диалогический метод общения с людьми, зачастую совсем не верующими в Бога, но живущими в поисках правды и пытающимися слышать голос своей совести, Т.А. Флоренская описала основные закономерности такого диалога в работе с людьми страждущими.
Современные научные представления, реализованные в опыте работы семейных клубов Владимира Худолина, позволяют сделать возможным распространение опыта такого общения среди максимально возможного количества людей, а также в максимально полезной для этой цели обстановке. Ведь именно в семье происходит формирование пагубных страстей наших общинников, а значит, в семье они и должны быть преодолены. А потому имеет значение работа над собой не только человека страждущего, но и его ближних, его семьи. К тому же обретение нового смысла бытия, изменение образа жизни на пути к целостному человеку, живущему в гармонии со своей совестью и Богом, возможно лишь в семье, где есть любовь, уважение и взаимопонимание. Один из принципов работы таких клубов - объединение семей в группы, количество людей в которых не превышает максимально возможного для продуктивного общения.
Впрочем, еще до 1917 года в России существовала благочестивая традиция вести за общим столом задушевные беседы на душеспасительные темы, которые приводили к действительным изменениям в душах их участников.
Вот так и работают сейчас семейные клубы трезвости: люди собираются на не очень многочисленные собрания (до двенадцати семейств) - не всегда в полном составе, но по совокупности составляющие цельную семью. Встречи проходят за чашкой чая, в миролюбивой семейной обстановке взаимного уважения и, по возможности, понимания. Одни участники не навязывают другим своего мнения. Всех объединяет беседа о духовной жизни. Конечно, временами разговор переходит на вопросы отношений между людьми, преодоления трудностей в общении, участниками встреч разбираются причины страданий телесных, присутствующие обсуждают, как с ними лучше справляться. Участники клубов учатся слушать, а значит, не перебивать другого, не отталкивать от себя человека поучениями и ненужным морализаторством, осуждением и страхом.
И вот мы видим, что как бы само собой, невидимо происходит преображение в душе человека, ищущего выход из трудной ситуации и ответ на сложный, мучительный вопрос. Тепло счастья и обретения радости общения с семьей начинает наполнять сердце, и тогда другие, верные мысли начинают вдруг приходить в голову и вслед за этим наступает так долго ожидаемое, но совершенно неожиданное изменения в поступках и в делах. Так действует благодать Божия, которая пребывает где двое или трое собрались во имя Господне.
Чтобы человек, почувствовавший дуновение свежего ветра перемены в своей душе, увлекшись и следуя порывам еще необученного в добродетели сердца, не сбился с верного пути, затем наступает период обучения рассуждению. В беседах с духовно более опытными людьми страждущий начинает знакомиться с заповедями Божиими, узнает, как их соблюдать в повседневной жизни и почему, нарушая заповеди, совершая грехи, мы калечим свою жизнь. Познавая себя, человек начинает лучше понимать и близких ему людей и окружающий мир.
Так человек, который приходит в общину как раб страсти, действием благодати и при помощи своей решимости, при содействии ближних начинает следовать за Христом - сначала по-рабски, из страха, а затем, уже ощутив для себя непременные преимущества праведной жизни, служит Богу как наемник, ожидая себе наград в этой жизни. Наиболее целеустремленные из сыновней любви и по причине того, что уже не могут иначе, начинают безвозмездно творить дела добрые, помогая слабым, наставляя сомневающихся. Они всегда готовы поделиться теплом своих сердец с ближними.
А в итоге - исцеление от страстей, преодоление пагубных привычек, изменение образа жизни, восстановление семей, многочадие и, чаще всего, настоящее воцерковление тех, кто должен был погибнуть, но Божиим промыслом оказался спасен для жизни вечной.
Андрей Магай,
врач-психиатр